Сразу попрошу наших русских Ирочек не волноваться, ибо речь идет о народной легенде, связанной с Ериной Браноквич, урожденной принцессой из византийской династии Кантакузинов, сестре Софьи Палеолог, которая была замужем за русским царем.
Эта Ерина, как гласит народная молва, будучи женой одного из последний сербских деспотов, погубила окончательно древнесербское государство. В ее царствование были крайне высокие налоги, усиленное строительство крепостей и воровство. В общем-то уже после косовской битвы, был предрешен захват сербской земли турками. Последние сто с хвостиком лет можно назвать агонией, и никакие крепости не могли спасти от огромных османских полчищ.
Но последнее запоминается больше всего, вот и народ приписал этой гречанке все беды и проклял ее. И хотя археологами доказано, что крепость Маглич была построена в 13 веке, народ упорно называл его Еринин град.
Но раз заговорили о науке, давайте уж к историческим фактам: Крепость была построена после монгольского нашествия 13 века (известно, что Батый дошел до Адриатического моря), но в тоже время есть факты за то, что строительные работы продолжались и при архиепископе Даниле II, который заботился о защите монастырей Жича и Студеница. Когда пала крепость Смедерево, то остальные крепости также долго не продержались. В 1459 году древнесербское государство прекратило свое существование.
Несколько раз крепость переходила из рук в руки, австрийцы в 17 веке предпринимали поход вглубь Балкан, но потом вновь отступили на Дунай.
Надо признать, что крепость выглядит неприступной. Река Ибар делает петлю, так что рекой защищены 3 стороны, с 4 стороны прорыт ров. (в нем тайник кстати). Да и склоны холма очень круты для серьезного штурма. В крепости было 8 башен. Некоторые прекрасно сохранились и отреставрированы. Другие еще ждут своей реставрации – они тоже в неплохом состоянии.
В 1979 году Маглич (что кстати в переводе означает туман, туманный) признан памятником культуры и взять под охрану. Но реставрация не начиналась, так как Югославия начала переживать экономический кризис. В начале 21 века обнаружились проблемы в фундаменте и крепость закрыли для посещения. Но сейчас идет реставрация, большая половина территории открыта и прогулка может быть весьма интересна.
Также нужно упомянуть, что вдоль Ибара идет основная дорога из Сербии в Косово и Метохию, и еще недавно ходил поезд. Железная дорога в горах – всегда добавляет изюминку в ландшафт. А также небольшая речка, впадающая в Ибар имеет водопад и место для купания. В теплую погоду – это дополнительный аттракцион.
Переправа через сам Ибар имеет нюансы, но об этом ниже