Легендарный штурмовик ИЛ-2 советские конструкторы называли «летающим танком», летчики люфтваффе – «бетонным самолетом», а солдаты вермахта – «черной смертью» — «чумой». Такие названия самолет заслужил за оптимальные соотношения между маневренностью, скоростью, вооруженностью и бронированную защиту. Это был самый массовый истребитель за всю историю, всего было произведено свыше 36 тысяч таких летательных боевых машин. Его серийный выпуск был начат заводом № 18 – Воронежским Авиастроительным заводом в 1940 году, и до начала Великой Отечественной войны в Воронеже их было изготовлено около полутора тысяч. В ноябре 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев (сегодня Самара).
Первый Ил-2 был поднят в воздух 10 марта 1941 года начальником летно-испытательной станции К. К. Рыковым. С момента получения чертежей самолета из ОКБ Ильюшина всего за три месяца был налажен выпуск нового истребителя. В мае 1941 года воронежский авиазавод выпустил 74 летательные машины, а в июне 1941 года – 159.
Известно, что в декабре 1941 года на завод поступила правительственная телеграмма, подписанная Сталиным. В тексте говорилось, что «Ил-2 нужны Красной Армии теперь как воздух, как хлеб».
8 мая 1979 года в преддверии Дня Победы на площади Авиастроителей в Воронеже (напротив воронежского авиазавода «ВАСО») был торжественно открыт памятник - легендарный самолет Ил-2. Он символизирует героический подвиг летчиков времен Великой Отечественной войны. Также памятник посвящен трудовой славе воронежских самолетостроителей.
За установкой самолета около ВАСО стояла удивительная история. Знаменитый штурмовик подняли со дна озера. Началась она с того, что во время Великой Отечественной войны жители села Ракитного, что под Белгородом, в 1943 году увидели объятый пламенем самолет. Штурмовик падал в озеро. Оказалось, что после боев на Курской дуге военное судно возвращалось с задания вслед за остальными восемью машинами. Самолет был явно не в порядке – его мотор гудел с перебоями, сзади тянулся черный шлейф дыма. Немецкий истребитель, выскочивший внезапно из облаков, выпустил по нему две огневых струи и добил. Ил-2 камнем полетел вниз, прямиком в озеро.
В водоеме судно лежало 35 лет. И вот, в 1978 году его достали со дна участники спортивно-технического клуба «РИФ», которые занимались водолазным делом. По частично сохранившимся документам были опознаны имена летчиков самолета. Это - командир звена 50-го отдельного разведывательного авиаполка лейтенант А. В. Бабель, техник-лейтенант А. А. Тюфяков и военнослужащий А. Я. Чирков.
Ил-2 доставили на Воронежский авиационный завод. Там стали решать, восстанавливать ли самолет, или же не нагружать себя внеплановой работой. В то время на потоке шло производство аэробусов Ил-86, сотрудники завода были плотно загружены. Соответственно, направить рабочих на восстановление Ил-2 было проблемой.
Однако ветераны предприятия в один голос сказали, что восстановление военного Ила – дело чести, и отказ не рассматривается. Все они отлично знали свое дело, так как в свое время сами строили грозные Ил-2. Но все равно реставрация штурмовика затянулась на целый год. Задача была непростой – среди привезенных из Ракитного деталей годных оказалось немного.
Параллельно с восстановлением самолета под руководством А. Крауэля шло проектирование мемориала. Все трудились с полной отдачей, не считаясь со временем. И сумели восстановить ильюшинский штурмовик Победы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: