Она есть на самых первых картах Белгорода, упоминалась в XVIII веке и с тех пор почти не изменила своих очертаний - бывшая улица Сумская слободы Супруновки, а теперь Супруновская. Расположена она между речкой Везёлкой и Белгород-Сумской железной дорогой параллельно обеим. Белгородцы в основном пролетают её на авто от новостроя с романтичным названием «Париж» до детского центра «Мастерславль», часто не подозревая о её древности. Ну а мы немного поговорим о ней ;-)
В XIX веке городской чертой - границей Белгорода была река Везёлка. За бревенчатым мостом начинались песчаные земли Белгородского уезда, тянулась вереницей домов однодворческая деревенька Супруновка. Однодворцы - потомки тех, кто служил в городах-крепостях Белгородской черты, но был лишен дворянских прав и обложен царём Петром I подушной податью и оброком в четыре серебряных гривны. К 1890 году Супруновка стала слободой.
В 1837 году «в однодворческой деревне Супруновка - 43 души». Десятая ревизия в 1858 года записала в Супруновке уже «114 душ мужского пола». По документам подворной переписи 1864 года: Пушкарской волости деревня Супруновка - в полуверсте от Белгорода - 50 дворов «крестьян государственных душевых (бывших экономических)», 247 жителей (125 мужчин и 122 женщины), грамотных 32 мужчины и 4 женщины из 30 семей, учащихся 3 мальчика; земельный надел - «супесок и 15 десятин мелу… лес почти весь выкорчеван»; у крестьян - 4 рабочих лошади, 7 коров с 4 телятами; в деревне - «промышленное заведение, торговая лавка и кабак». В Супруновке были развиты «отхожие промыслы: штукатуры, кровельщики, кожевники, бабы пекут бублики и ржаной хлеб для продажи в городе». Впоследствии в Супруновке появятся кустари-иконописцы.
В 1881 году тут было уже 395 жителей обоего пола на 56 дворов, но не было ни одной церкви или школы. Поэтому у краеведа Александра Дренякина в записках «Белгород с уездом» встречается другое название этого места - деревня Супруновка (селения без церквей именовали деревнями).
К 1890 году в слободе Супруновке насчитывалось 410 жителей (203 мужчин и 207 женщин); земледелием слобожане уже не занимались и не имели ни одной лошади. С июля 1928 года слобода в Белгородском районе - центр Супруновского сельсовета, на 1 января 1932 года в ней проживало 576 человек. Ко времени образования Белгородской области (в январе 1954 года) Супруновка вошла в черту Белгорода.
Но вернемся к истокам, к самому началу Супруновки. Документального источника о возникновении скромной деревеньки на правом берегу Везелки, очевидно, не сохранилось. Но существует легенда об этом месте: «В те давние времена не было Белгорода со слободами. Кругом стоял сплошной лес, дремучий, текли реки и ручьи полноводные, а зверя, птицы и рыбы было - хоть бери голыми руками… Деду Супруну тогда было от роду двадцать лет с небольшим, а пришел он в наши места с четырьмя своими родичами с Оки-реки да с пятью парнями из слободы Орлик Старооскольский. Когда они проходили мимо Орлика, богатой слободы, то уговорили орликовских хороших девок идти с собой женками. Получили от родителей своих и женок на обзаведение две парные подводы с лошадьми, сохами и боронами, получили зерно и семена на посев и двинулись на юг в земли неведомые. Пришли напрямик к устью реки, небольшой и полноводной, с ручьями глубокими, и решили стать на житье. Речка сама приносила им все: рыбу обильную, овощи всякие и огородину - само лезет из земли, словом, настоящая река «Везелка»…Супрун со своими земляками заселил восточный берег ручья, и отсюда пошла сторона деревни с Рашиными, а на левом берегу ручья осели орликовцы, прозванные Ладановыми»…
Сохранились так же воспоминания инженера-электрика из Харькова, который родился в Супруновке, здесь же провёл детство и отрочество: Дмитрия Петровича Набокова. Он собирал материалы по истории этой слободы и впоследствии написал рассказ «Детские годы в Супруновке», который был напечатан в журнале «Новый мир». К сожалению тяжелая, быстро прогрессирующая болезнь не позволила закончить ему вторую часть этих бесценных воспоминаний. Но даже то, что он успел вспомнить и изложить на бумагу, достойно внимания, особенно тех, кто и сегодня живёт в бывшей слободе, которая сейчас оказалась в самом центре разросшегося современного Белгорода. Этот рассказ можно прочесть по ссылке https://belstory.ru/bez-rubriki/suprunovka-stranits-istorii.html
Улица Супруновская - это один из уголков Белгорода, сохранившийся на том же месте с малочисленными изменениями несколько столетий. Здесь можно повстречать дома, хоть и не очень привлекательные в архитектурном плане, но которым более 100 лет. Прогуляемся по ней и мы…
Самый старый тут, конечно же, дом № 49, которому, по мнению старожил, больше 200 лет. Деревянный, обложенный камнем, сейчас он разделён на два домовладения. Строили его зажиточные люди, соседний дом, по преданию, был тоже их. Современные хозяева почти ничего об этом не знают, но культурную ценность своего жилища осознают прекрасно. Внутри сохранилась потолочная лепнина, исконные фигурные наличники на окошках и вообще все конструкции в первозданном виде. Лет 80 назад этот дом был особенно презентабельным, отчего во время оккупации Белгорода фашистами его под свое жилище облюбовал немецкий офицер в больших чинах. Вообще в 1941-43 годах на улице Сумской (сейчас Супруновская) селилось много высокопоставленных немецких офицеров.
Второй жилой шедевр уже конца XIX века - дом № 33. Во время строительства железнодорожной ветки Белгород - Сумы её главные инвесторы, местные сахаропромышленники, скупали у крестьян земли, попадавшие под дорогу. Два супруновских зажиточных брата (фамилия их неизвестна), получив хороший куш за свои участки, построили в слободе бок о бок по дому. Первый этаж 33-го дома - каменный, второй - из дерева и облицован кирпичом. Типичный проект того времени. Интересно, что дерево и кирпич соединяют массивные кованые гвозди - шкворни, которые сохранили стены даже во время бомбёжек во время войны. Спланировано жилище так, что на обоих этажах его можно обойти по кругу.
Во 2-м Супруновском переулке в доме № 6 до революции располагался трактир, информацию о котором найти не удалось. Сейчас это двухэтажный жилой дом и местные жители считают датой его постройки 1911 год.
Тихую и зеленую улицу Супруновскую (ранее Сумскую) изобразил на своем этюде в 1900-х годах наш земляк - Михаил Алексеевич Курбатов, известный скульптор, муляжист и художник. Изображали Супруновку и другие художники и даже художник-легионер белочех Отто Йозеф Матушек, который побывал в Белгороде в составе Чешского легиона в 1917 году (фото в альбоме).
А мы все ближе продвигаемся к точке нашего конечного маршрута: жемчужине Супруновки - зданию вокзала Белгород-Сумской частной железной дороги.
Но вначале поговорим об истории создания железнодорожножной сети в Белгородской области. На территории современной Белгородской области бурное строительство железных дорог развернулось в конце XIX - начале XX веков. 1 марта 1868 года акционерному обществу купца Самуила Полякова поручили строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Новые пути протяжённостью более 800 км начали прокладывать от Курска через Белгород, Харьков, Славянск, Таганрог к Ростову. На строительстве трудились рабочие, крестьяне и заключённые. За выемку 1 кубометра земли с глубины до 2 м рабочим платили 10 копеек.
Согласно записям белгородского краеведа Александра Крупенкова, железнодорожную станцию Белгород сдали в эксплуатацию в 1869 году. «13 апреля по ней из Курска в Белгород прибыл первый пробный поезд. Из Белгорода в Харьков первый поезд выехал 22 мая. Регулярное движение через Белгород от Курска до Харькова началось 6 июля», – писал Крупенков в своей книге «Пройдёмся по старому Белгороду».
Это не был вокзал в привычном понимании: поезда прибывали на перрон, где стоял небольшой жилой дом, который и выполнял вокзальные функции. Первое здание вокзала возвели в 1870 году по типовому проекту станций 2-го класса Юго-восточных железных дорог. На территории станции располагалось также депо на шесть паровозов, водокачка, товарные и пассажирские платформы.
1895 год стал годом строительства Харьковско-Балашовской железной дороги. Учредителем стало акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. Харьковско-Балашовская железная дорога проходила через уездные города Валуйки и Бирюч, бывших в то время уездными городами Воронежской губернии. В 1896 году построили железнодорожную ветку Белгород-Волчанск Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, ставшей к тому времени государственной. В 1897 году акционерным обществом Юго-Восточных железных дорог была закончено строительство Елецко-Валуйской железной дороги, проходившей через города Старый Оскол и Новый Оскол Курской губернии до станции Валуйки. В результате строительства станция Валуйки стала узловой. 1 января 1907 года были образованы «Южные казённые железные дороги» в результате слияния Курско-Харьковско-Азовской и Харьковско-Николаевской железных дорог. В 1911 году было завершено строительство линии Льгов-Харьков Северо-Донецкой железной дороги, соединявшейся с Белгород-Сумской железной дорогой на станции Готня.
В 1904 году в Белгород, на смотр 31-й артиллерийской бригады, приехал император Николай II. Его торжественно встречали на железнодорожной станции: здание вокзала украсили лентами и цветами. В разные годы белгородский вокзал встречал именитых гостей. Здесь побывали три русских императора, писатели: Антон Чехов, Константин Бальмонт, Алексей Толстой, певец Федор Шаляпин, генерал Антон Деникин, советские государственные деятели: Яков Свердлов и Михаил Калинин.
В 1908–1911 годах из‑за роста пассажиропотока провели первую крупную реконструкцию вокзала: продлили одноэтажные крылья к северному и южному фасадам с трёх до шести пролётов. Новый вокзал обслуживал пассажиров четырёх направлений: харьковского, курского, волчанского (купянского) и сумского.
Развитие железнодорожного транспорта на Белгородчине привело к повышению уровня торговли, промышленности и росту городского населения.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: