5 мая 2022 года около ЖК «Озерки» в Воронеже был открыт памятник военным летчикам. Настоящий учебно-тренировочный самолет Аэро Л-39 «Альбатрос» (Aero L-39 Albatros, Элли) установили в знак благодарности военным летчикам за мирное небо.
Созданный в 1956 г. L-29 Delfin был признан победителем в конкурсе на реактивный учебно-тренировочный самолет для стран Организации Варшавского договора (ОВД). Он оказался весьма простым в пилотировании и неприхотливым в эксплуатации, быстро полюбился авиаторам. Вместе с тем, ряд недостатков и быстрое развитие авиации сделали эту машину морально устаревшей – нужен был новый самолет.
Новый самолет должен был стать наследником L-29 и его разработкой занялись там же – в Чехословакии. К выработке требований на нее военные приступили уже в 1963 г. В частности, требовалось при сохранении положительных качеств Дельфина обеспечить более высокую тяговооружениость и надежность при эксплуатации с грунтовых ВПП. Особое внимание обращалось на то, чтобы кабины инструктора и обучаемого были подобны кабинам боевых самолетов. В 1965 году испытательная сборка первых прототипов началась на заводе Aero Vodochody. На этом предприятии уже тогда собирались лицензионные самолеты МиГ-19, МиГ-21 и L-29.
С самого начала самолет рассматривался как классический свободнонесущий низкоплан с трехстоечным убираемым шасси, размещением инструктора и обучаемого один за другим. Для «Альбатроса» было выбрано трапециевидное крыло. Чтобы обеспечить освоение курсантами основ боевого применения, на машине предусмотрели установку двух подкрыльевых узлов подвески вооружения. Хорошо были продуманы вопросы наземного обслуживания самолета.
Важным вопросом был выбор двигателя. Изначально рассматривался вариант с двумя двигателями, но тогда самолет становился слишком тяжелым и дорогим. После решения использовать один мотор встал выбор между чешским M-720 и советским АН-25. ВВС СССР были главным заказчиком и предпочитали отечественный двигатель, да и M-720 был великоват для УТС. В итоге, самолет получил запорожский двигатель ЗМКБ Прогресс АН-25. Двигатели начали выпускаться в Чехословакии по лицензии под обозначением AI-21W (W — Walter).
К 1968 году начали выпускаться прототипы. В кооперации участвовали заводы Aero Vodochody, LET и Rudy Lelov. В конце года прототип L-39 Альбатрос впервые взлетел.
L-39C — двухместный цельнометаллический низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Самолет оснащен трехопорным шасси с носовым колесом и двухконтурным турбореактивным двигателем. Фюзеляж самолета состоит из двух частей — передней и хвостовой. Крыло самолета трапециевидной формы в плане, трехлонжеронное, неразъемное по размаху. Его передняя кромка не механизирована, а задняя оснащена двухщелевым выдвижным закрылком и элеронами. В носках концевых баков установлены фары. Нижняя поверхность крыла оснащена узлами для подвески универсальных балочных держателей. Шасси самолета трехопорное, убираемое в полете: основные опоры убираются по направлению к оси фюзеляжа в отсек между средним и задним лонжеронами крыла, передняя — против направления полета в носовой отсек фюзеляжа.
На самолете установлен двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛ. Запуск двигателя воздушный. Раскрутка ротора высокого давления осуществляется стартером, к которому воздух подается от вспомогательной силовой установки. ВСУ представляет собой одновальный газотурбинный двигатель Сапфир-5. Вооружение самолета обеспечивает прицельное бомбометание с пикирования и стрельбу неуправляемыми ракетами, а также имитацию пуска управляемых ракет по воздушным целям. В состав вооружения входят: • авиационный стрелковый прицел АСП-ЗНМУ-39 (установлен в передней кабине), предназначенный для прицеливания при применении наземных средств поражения и фотострельбе по воздушным и наземным целям; • фотоконтрольный прибор ФКП-2-2, закрепленный на прицельной головке АСП-ЗНМУ-39; • два крыльевых балочных держателя Л39М-317 или Л39М-118; • авиабомбы калибром 50-100 кг; • два блока неуправляемых ракет УБ-16-57У; • две учебные управляемые ракеты И-318 на пусковых устройствах АПУ-13М1. Сброс бомб, стрельба неуправляемыми ракетами и имитация пуска управляемых ракет возможны при скорости полета более 310 км/ч.
Модификации: • L-39С — стандартная модификация учебно-тренировочного самолёта для начальной и основной лётной подготовки. • L-39СM — модернизированный вариант L-39С • L-39ZO — вооружённый учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1973-1976 гг. Может использоваться в качестве лёгкого штурмовика, имеются четыре подкрыльевых узла подвески вооружения. • L-39ZA — дальнейшее развитие L-39ZO с установкой двуствольной пушки ГШ-23. • L-39ZAM — модернизированный вариант L-39ZA • L-39V — буксировщик воздушных мишеней. • L-39MS (L-59 Super Albatros) — модификация с новым турбореактивным двигателем, катапультируемыми креслами класса и новым электронным оборудованием. Первый полёт совершил в 1986 году. Произведено 80 единиц. • Л-39Д — украинская модификация L-39C, представленная в начале 2010 года. • Л-39М1 — украинская модернизация Л-39: замена двигателя АИ-25ТЛ на модернизированный АИ-25ТЛШ (увеличена тяга с 1720 до 1850 кг), усовершенствована система управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором. Разработан в 2002-2009 гг. К началу 2014 года количество Л-39М1 на вооружении Украины составляло шесть единиц. • Л-39М — украинская модификация Л-39, разработка которой была завершена в 2013 году. Отличается от базового варианта наличием бортового тренажерного комплекса БТК-39, который предназначен для имитации работы прицельного комплекса истребителя МиГ-29. • L-39NG – проект ремоторизации на двигатель Williams FJ44 • L-159 — создан на базе L-59. Тактико-технические характеристики (данные соответствуют модификации L-39C
• Экипаж: 1 или 2 человека • Длина: 12,13 м • Размах крыла: 9,46 м • Высота: 4,47 м • Площадь: 18,8 м2 • Масса пустого: 3395 кг • Нормальная взлётная масса: 4337 кг • Макс. взлётная масса: 4700 кг с бетонной ВПП (4600 кг с грунта) • Максимальное время перевёрнутого полёта: 20 с • Количество двигателей: 2 (основной и вспомогательный) Тип основного двигателя: двухконтурный ТРД АИ-25ТЛ Тяга двигателя максимальная: 1720 кгс (16,87 кН) Тяга двигателя на режиме "малый газ": не более 135 кгс Тип вспомогательного двигателя-турбостартера: «Сапфир-5» • Максимальная скорость горизонтального полёта: 760 км/ч (на высоте 6500 м) • Максимально допустимая скорость по прочности: 900 км/ч (М = 0,8) • Максимальная перегрузка: +8 / −4 • Крейсерская скорость (по прибору): 390 км/ч • Скорость сваливания: 160 км/ч (при выпущенных закрылках и шасси) • Эволютивная скорость: 200 км/ч • Максимальная дальность полёта: 1015 км (с заправкой консольных баков) • Практический потолок: 11 500 м • Максимальная скорость горизонтального полёта: 760 км/ч (на высоте 6500 м) • Минимальное время набора высоты: 6000 м - 6,4 мин / 10 000 м - 16,9 мин • Длина разбега: 480—530 м • Длина пробега: 650—690 м
По состоянию на 2016 год состоял на вооружении более чем 30 стран мира.
Кроме того, используется следующими гражданскими операторами:
СССР — использовались в ДОСААФ Канада — 2 L-39 использовались в составе пилотажной группы «Northern Lights Aerobatics Team» в 2000 году Россия — пилотажная группа «Русь» и пилотажная группа «Регион» Латвия — 5 L-39 пилотажная группа «Baltic Bees» США — пилотажная группа «Патриоты» Франция — 7 L-39 в составе пилотажной группы «Брайтлинг» США — пилотажная группа «Black Diamond»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: