Пришло время рассказать, кто такие гайдуки.
Это понятие встречается у многих славянских народов - в Польше, Венгрии, Молдавии (Пушкин воспел в стихах бессарабского гайдука Хризича) и даже в России. Но наиболее выражено гайдучество было на территории, покоренной Османской империей. Боснийские, сербские, болгарские гайдуки – это особая каста. О них и наш рассказ.
Если посмотреть в исторической ретроспективе, то судьба балканских народов чудовищна. До четырехсот лет ига, когда культура, образование и вера подавляется. Когда ты нужен только как рабская сила, а еще и бывшая знать, чтобы сохранить капиталы, переметнулась на сторону врага (читай – приняла магометанство). Даже монголо-татарское иго было много гуманнее - плати дань и иногда поставляй воинов для монгольских войн. Под османской империей все было по-другому. Турки расширяли владения и даже на пике своего могущества пытались поглотить значительную часть Европы. Балканы – это то, что осталось под ними. Судьба болгар наименее завидна, но мы сейчас больше будем говорить о сербском народе, который жил и на территории нынешней Сербии, и на территории нынешней Боснии и Герцеговины.
После поглощения османами сербский народ условно можно разделить на три неравные части. Первая бежала на границу под защиту Австрии, Венгрии и Венеции. Они образовали так называемые Краины, и их стали называть граничарами. Как казаки российской империи, они охраняли границы королевств в обмен на защиту от мусульман.
Вторая часть – принявшие ислам и пытавшиеся ассимилироваться с турками. Трудно их осуждать. Это был способ спасти жизни и в какой-то мере капиталы. Турки никогда не считали таковых своими, но и соблюдали нейтралитет, то бишь давали заниматься мелким бизнесом.
Третья часть – наибольшая – простые люди, которые использовались как рабочая сила, платили налоги, скрытно верили в Христа, страдали от несправедливости. Именно из таких людей появлялись гайдуки. Иными словами, можно сказать, что именно третья группа боролась за сохранение идентичности, и те, кто боролись с оружием в руках, назывались гайдуки. Да, основная масса покорилась, но иногда несправедливость становилась невыносимой и люди посвящали себя борьбе.
На гайдуков можно смотреть двояко, с одной стороны это разбойники, вольные люди, сродни нашим казакам, но с казаками есть большое различие, они служили русскому царю и не были вне закона. А почему разбойники? - спросите вы. Потому что единственная форма протеста на протяжении нескольких веков был разбой. Грабили турок, прячась в лесах и горах. Вражда к турку – господствующая идея гайдучества: турок ненавистен, как нехристь и как грабитель. Его самого нужно убить и ограбить. Понятно, что человек, ушедший в леса, отрывался от общества, и чтобы выжить ему нужно грабить. Нередко грабили и своих, но все-таки соблюдали негласный кодекс. В гайдуки шли люди отчаянные и отчаявшиеся. Нередко потерявшие родителей, жену, невесту по вине турок, обобранные до нитки податями. Свобода была дикая и опасная: летом жара и дожди, зимой холод. Часто зимой народ выходил из лесов и тайно селился на зимовку к знакомым или нанимался на работу. Пойманный турками гайдук имел два выхода: принять ислам или быть посаженным на кол. Первое с презрением отвергалось, и мученическая смерть усиливала ореол героичности этих людей.
Гайдуки объединялись в небольшие отряды, «четы», не более 30 человек. Вся добыча делилась поровну. Очень чувствительно эти люди относились к предательству и несправедливости. Своих перебежчиков приговаривали к смерти. Также кара ждала своих, если состоятельные обманывали или грабили бедных. Обижать и грабить бедных запрещалось кодексом. Никак не запрещалось только убивать и грабить османов. Таким образом, мы приходим к другой точке зрения на гайдуков – защитники справедливости.
Именно это, последнее, было надеждой угнетенных балканских народов. Пока существуют гайдуки, существует надежда. И скорее всего, именно благодаря гайдукам смогло состояться первое и второй сербские восстания, когда турецкое государство дало слабину. Именно гайдуки присоединились к русским войскам в турецкой войне. Именно гайдуком был Кара Георгий – предводитель первого восстания и основатель королевской династии Карагеоргиевичей.
Но вернемся к нашей достопримечательности. Арка, которую вы видите на фото, называется гайдукские врата. Это природный феномен, остатки сухой пещеры, образовавшийся на высоте 1970 метров на одной из вершин горы Чрвеница. Кольцо диаметром 5 метров находится на краю каньона Дива Грабовица. Это один из лучших горных видов в Боснии и Герцеговине.
Во время османского владычества здесь образовался один из отрядов гайдуков, и по легенде, считается, что человек прошедший сквозь это кольцо, может быть принят в отряд. Попытайтесь и вы. Кто знает, как жизнь повернется?