Узкоколейные железные дороги, это отдельный вид железнодорожного транспорта, вымирающий в нашей стране. А ведь еще пол века назад их количество исчислялось сотнями, а общая протяженность протяжённость превышала шестьдесят тысяч километров. В последние лет 20 большая часть узкоколеек просто была закрыта, а пути разобраны и сданы на металлолом вместе подвижным составом. Во время нашего небольшого путешествия на автомобиле по Архангельской области, мы с Синей птицей посетили одну их таких, доживающих свой век узкоколеек – Липаковскую УЖД в Плесецком районе.
Несколько слов о Липаковской узкоколейной железной дороге. Её история начинается в 1947 году, когда началось освоение лесов на левом берегу Онеги осуществляемых Красновским леспромхозом. Первым делом был основан посёлок Липаково (назван по имени бригадира строителей), рядом со старообрядческой деревней Кузнецово. В 1948 году начали прокладку железнодорожной линии шириной 750 мм, и уже через год открыли первый участок. Дорога уходила на запад, в глухую тайгу. В Липаково была размещена станция «Онега». В 1952 году на 13 км основали поселок лесозаготовителей– Лужма, а чуть позже, на 33 км – ещё один поселок - Сеза (по названию протекающей там речки). Одно время существовал ещё и посёлок Михалево (вроде между Лужмой и Сезой). Этот поселок прожил не долго и был ликвидирован ещё в 1963 году. Но узкоколейная дорога уходила намного дальше за Сезу, однако населенных пунктов вдоль линии уже не было, а только разъезды и лесозаготовительные пункты. Существовало и несколько «усов» – ответвлений от основной линии. Общая протяженность УЖД оставляла 74 км (по другим данным – 78). Рядом с Сезой велась добыча песка для строительных нужд, от которой сохранился заброшенный карьер.
Вначале движение по этой дороге осуществлялось на паровозной тяге, а по «усам» - даже на конной. С 1960 хх годов перешли на тепловозы. Каждый день по линии приходило не менее 10 составов в одном направлении, было и регулярное пассажирское сообщение, до 3х раз в день. Лес заготавливали круглогодично, выгружали в Липаково. В теплое время года древесину сплавляли в плотах по Онеге.
Что же мы имеем на сегодняшний день – июнь 2024 года?
Есть действующий участок дороги длиной в 32 км до поселка Сеза. Железная дорога сохранилась и действует только потому, что посёлки жилые, а автомобильных дорог туда нет! Вернее, они есть, но только для трактора или автомобиля типа Урал или ЗИЛ 157. Муниципальные власти давно хотят посёлки расселить, а железную дорогу закрыть и разобрать, ибо от нее только убытки.
По УЖД сохраняется пассажирское движение два раза в неделю по понедельникам и пятницам. Иногда, по особому запросу, поезд ходит и по средам. Но сейчас все реже и реже.
Неизменно уже более 20 лет, сохраняется и расписание движения. Из Сезы в 6.00 и 15.00. Из Липаково (ст. Онега) в 10.00 и 18.00. Скорость движение порядка 20-22 км/ч. Весь путь поезд проходит за 1ч.45 минут. Примерно 40 минут от Онеги до Лужмы и чуть больше часа от Лужмы до Сезы. Но, что самое удивительное – ПРОЕЗД БЕСПЛАТНЫЙ!!!
Чтобы попасть в Липаково, надо для начала переправиться через реку Онегу. Моста здесь нет и никогда не было. Зимой действует ледовая переправа, а в теплое время года – паром. Паром самоходный – движется по тросам за счет течения реки. Время переправы, а тут Онега имеет ширину около 250 метров, примерно 8-9 минут. В 8.30 мы были на левом берегу реки.
Летом паром работает с 7 до 19, а по выходным дням до 20 часов. Но с перерывами.
От парома до Липаково по грунтовой дороге идти около 1 км, мимо деревни Кузнецово.
Вскоре мы были уже около тупика железнодорожной ветки. Я знал, что садиться можно и в этом тупике, так как станция Онега расположена подальше, и практически заброшена. Здесь же было несколько каких-то гаражей, куча поломанных автомобилей и прочих остатков разнообразной техники, по сути металлолома.
У машиниста поезда я узнал, что поезд сегодня отправляется по расписанию, в 10 часов. И, что важно! сегодня пойдёт обратно в Липаково.
Времени у нас ещё было почти час, и мы пошли осмотреться и пройтись по поселку. От тупика до станции Онега по путям метров триста. Мы так и двинулись прыгая по шпалам. А шпалы то в основном все сгнившие. От никоторых вообще только труха осталось. А между шпал местами довольно мокро. Около тупика несколько веток железнодорожной линии. На них, кроме двух тепловозов, стояли три пустых платформы и снегоочиститель. Ну и несколько самоходных дрезин, так называемых «пионерок». Этакая тележка на железнодорожных колесах, с мотором от мотоцикла.
По шпалам дотопали до станции Онега. Станция представляет из себя небольшое одноэтажное строение, с заколоченной снаружи досками дверью. Вокруг все зарастает деревьями и кустарниками. Помоста платформы вообще нет, как такового – сгнил уже. А в былое время даже навес от дождя присутствовал. Побродили вокруг и заложили тайник.
От станции по деревянным тротуарами, направились в центр поселка. Там уже есть дороги по которым ездят автомобили. Обнаружили и водопроводную колонку – умылись.
Много домов уже заброшены. Но пока много и жилых: сейчас в поселке проживает порядка двухсот человек. Но в целом населенный пункт производит довольно грустное впечатление. На одном из сараев, похоже бывшем складе ГСМ увидели остатки плаката советской эпохи.
В 9.50 пришли обратно в тупик. Поезд выдвинулся на перегон в 10.10. Мы ехали в кабине машиниста, ибо пассажирского вагона сейчас нет. Альтернатива – ехать на грузовой платформе. За 2 часа добрались, до поселка Сеза, где заложили ещё один тайник Липаковская УЖД. Станция Сеза ибо про Сезу – отдельная история.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: