Коненков Сергей Тимофеевич – скульптор, человек, которому судьба отмерила сполна, подарив почти век жизни на этой земле. Его называли «русским Роденом» еще при жизни. Кроме его регалий, а это не мало: Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, есть множество удивительных вещей и загадок в его биографии, которые до сих пор не открыты. Приведем несколько из них лишь тезисно, оставив подробности для других тайников)
- В первую революцию 1905 он закупал браунинги для рабочих дружин и сам сражался в Москве на баррикаде у ресторана "Прага", тогда же в 1905 г изваял скульптуру «Самсон, разрывающий цепи». Царские власти узрели в библейском персонаже намек на пролетариат, «Самсона» уничтожили, ну а Коненкову ничего не сделали);
- Октябрьский переворот в 1917-м встретил с восторгом. Активно поучаствовал в ленинском плане монументальной пропаганды. Встречался с самим Ильичом. Что не мешало вести богемный образ жизни. Его мастерская была модным светским салоном. Здесь бывали известные писатели, поэты, художники. Тот же Сергей Есенин считал мастерскую Коненкова своим вторым домом, приводил сюда Айседору Дункан.
- Вторая жена Коненкова Маргарита была более чем на 20 лет его моложе. Родители Маргариты отказали Конёнкову в руке дочери, но в 1922 году они все же официально поженились.
- В конце 1923 года супруги Конёнковы выехали в США на несколько месяцев для участия в выставке русского и советского искусства в Нью-Йорке и остались там жить на 22 года…
- В 1945 году Коненковы вернулись на Родину со всем своим имуществом на зафрахтованным советским правительством пароходе.
- Глава советской разведки Павел Судоплатов называл Маргариту Конёнкову одним из самых эффективных агентов советских спецслужб. До сих пор личные дела супругов Конёнковых не рассекречены.
Но все мы родом из детства, и этим тайником хотелось затронуть первые годы жизни Коненкова, прикоснуться к истокам его творчества. Итак…Крестили младенца — сына Тимофея и Анны Коненковых — неделю спустя после рождения, в Сергиев день. Имя преподобного Сергия — вдохновителя великой битвы на поле Куликовом — пришлось впору появившемуся на свет 10 июля 1874 года по новому стилю в деревне Караковичи Ельнинского уезда крестьянскому сыну из рода Коненковых. Прадед Иван Сергеевич в пору нашествия Наполеона на Россию партизанил в Ельнинских лесах. Ивана Сергеевича помнили как главу рода, решившего выйти из крепостной зависимости задолго до реформы 1861 года. Коненковы были крепостными неких господ Лавровых. С просьбой дать откупную от имени многочисленной, в сорок душ, семьи обратились к помещику два брата — старейшины рода Иван и Артамон. Лавров, нуждаясь в деньгах, согласился продать своим крепостным по пяти десятин на душу, на сорок душ получалось всего двести десятин земли, и посулил в скором времени дать вольную. Добрый десяток лет прошел, пока дождались воли. Помимо хлебопашества и прочего деревенского труда, Коненковы вязали плоты, спускали их по Десне до Брянска и продавали там купцам-лесопромышленникам.
С выходом на волю из крепостной зависимости связано появление фамилии Коненковы. Получив двести десятин, Ивановы и Артамоновы (по имени старших одна ветвь семьи звалась Ивановыми, а другая — Артамоновыми) основали новую деревню Верхние Караковичи. Плотников нанимать было не на что — взялись за топоры сами. Лес на стройку от Десны вверх по косогору таскали на себе. Молодежь в семье была сильная, работала дружно. Крестьяне окрестных деревень дивились: — Вот так ребята! На что им и кони! Они сами как кони. Отсюда и повелось прозвище новоселов: Кони. А дети их — Конята, Конёнки, Конёнковы
Художник в Коненкове заявил о себе очень рано. Однажды в доме появился богомаз. Рассматривая золоченый резной киот он стал уговаривать отца написать для киота «Тайную вечерю». Отец согласился. Мальчик с жадностью наблюдал за работой иконописца. Сергей узнал от него имена изображенных на иконе: Матфей, Фома, Иоанн. Подражая богомазу, шестилетний Сергей принялся рисовать апостолов. Стал он рисовать и виденное в жизни. Рисовал коров на дверях коровника, лошадей на воротах и заборах. На дощатых перегородках и тесаных бревенчатых стенах коненковского дома появлялись сцены из сказок, фантастические существа. Однако старшие особенно одобряли рисование икон. Дядька Андрей специально для этого стал давать Сергею бумагу и карандаши. Писавший «Тайную вечерю» богомаз, покидая дом, оставил мальчику сухих красок и золота. И теперь иконы он рисовал карандашом и писал красками. Жители Караковичей выпрашивали у Сергея эти изображения, чтобы повесить в Красном углу. Случай позволил Сергею Коненкову получить образование. Соседние помещики Смирновы, надумав готовить своего сына для поступления в Рославльскую прогимназию, стали подыскивать ему товарища. Им назвали Сергея Коненкова из Верхних Караковичей как подающего надежды ученика.
Далее будут с 1892 по 1896 гг Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были И.С. Иванов и С.М. Волнухин и Академия художеств, которую он закончил в 1902 году.
Но, вернемся в Караковичи. Воспоминания Коненкова по возращении на родину в 1945 году: «Покинув Америку, я привез с собой много работ, выполненных за рубежом. Я вернулся домой через Владивосток. Никогда не забыть перрон Ярославского вокзала, на котором собрались друзья. Еще из вагона я увидел добрые лица встречающих. Шел снег. Хотелось обнимать и целовать каждую снежинку... И вот я снова в Караковичах. Все кругом "пожечено", как говорят в нашей местности. Много перенесла в веках наша многострадальная смоленская земля, но никогда еще она не знала такого варварского опустошения. На месте веселой деревни - одни головешки. Земляки мои ютились в землянках. И следа не осталось от моей мастерской. Инвалиды и вдовы рассказывали мне о том, что видели и пережили, о дорогих и близких, "побитых" на войне. В одной из землянок я встретил своего сверстника, друга детства, сына кожемяки Илью Викторовича Зуева. Вместе с ним мы сидели рядом в деревенской школе, водили указкой по букварю. И вот снова мы рядом. В руках Викторовича гармошка, а в глазах молодой и задорный огонек - будто и не состарился. Это и его руками поднимался колхоз... Я снова взбирался на кручи, сидел над Десной и думал о том, что нигде в мире нет такой неистощимой красоты. Никакая прославленная Венеция на мутных лагунах, никакие версальские парки не сравнимы с нашими дубравами и необъятным вольным простором.»
Среди местных жителей есть немало тех, которые были знакомы со знаменитым земляком или помнят рассказы о нём своих родных. Своими воспоминаниями поделился уроженец Караковичей В.И. Ермаченков, семья которого проживала по соседству с Конёнковыми: «Сергей Тимофеевич обязательно привозил для всех угощение, подарки. На встречу с ним сходилась, как на праздник, вся округа, пели песни под гармонь, веселились. В каждый приезд он собирал бригаду мужиков и сам шёл с ними прочищать окрестные родники, для него это было святым делом. Предлагал мне ехать с ним в Москву учиться, но родители не отпустили, побоялись».
В беседах местные жители вспоминают, как великий скульптор помогал всем, кто к нему обращался, и сам предлагал помощь. Он присылал посылки с гостинцами, давал деньги на разные нужды, в том числе и на строительство домов после военной разрухи, договаривался, устраивал на лечение, поддерживал тех, кто учился…
Многие земляки С.Т. Конёнкова неизменно отмечали широту его души, уважение и внимание к людям, трепетное отношение к родному краю – достойный пример для каждого из нас.
Первый памятный знак появился в Караковичах в 1991 году по инициативе учителя школы №1 г. Десногорска М.А. Шутова и его коллег С.С. Григорьева, Г.А. Парецкого и В.П. Севастьянова. Он был выполнен силами строительных организаций Десногорска.
Идею сохранения исторической и духовной памяти Смоленщины активно поддерживал и способствовал её воплощению тогдашний директор Смоленской атомной станции С.П. Крылов. Благодаря стараниям работников САЭС в 2001 году был установлен тот памятный камень, который мы видим сегодня.
Этот камень, по рассказам старожилов, лежал у дома Конёнковых, по нему Сергей Тимофеевич определил место своего разрушенного дома в первый приезд сюда после войны. Последний раз пришлось великому скульптору побывать в родном краю в 1969 году.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: