Не так-то часто встретишь на наших сибирских просторах руины церквей. Хоть до революции храмов здесь и было много, но они в большинстве своем были деревянные. И редкие, очень редкие дожили до наших дней. Некоторые, например, были утрачены совсем недавно. Посредством пожаров или от старости они исчезают с лица Земли.
Но сегодня случай уникальный. Речь пойдет о каменной церкви постройки начала 1800-х годов, которая расположена в селе Ишим Кемеровской области и являлась главным украшением Ишима на протяжении XIX века.
Село Ишим раскинулось на правом возвышенном берегу реки Яи, вытянувшись вдоль главной улицы Трактовой (ныне ул. Декабристов) Томско-Красноярского участка бывшего Московского тракта. Основание села в 1726 году связано с переселением крестьян из Ишимской волости Тобольской губернии. Уже в 1798 году, судя по сохранившимся метрическим книгам и исповедальным росписям, в селе появляется свой приход. Вместе со строительством села была построена деревянная церковь. Соседство Московско-Сибирского тракта делало экономически выгодным положение села. Постоянно увеличивалось число жителей. Появляется необходимость в сооружении своего храма для большого числа прихожан. Село к тому моменту было уже достаточно крупным. Поэтому и церковь строилась большая. Пятиглавая каменная церковь по своему объемно-пространственному решению, по элементам сохранившихся наличников окон, восьмигранному барабану с волютами, карнизам колокольни Спасская церковь сильно напоминала Духовскую церковь города Томска. Строительство было долгим и началось в 1803 году, но за неимением достаточных средств растянулось на несколько десятилетий. Придел с левой стороны во имя святителя Николая построили и освятили еще в 1815 году. Центральный придел - во имя Спаса Нерукотворного Образа по упоминаниям в епархиальных ведомостях Томской губернии построен в 1839 году, по другим данным в 1841 году. Соседство Московско-Сибирского тракта делало положение села экономически выгодным - разрасталось само село и близлежащие деревни. Во время престольных праздников храм не мог уже вместить всех прихожан. Так в 1852 году стараниями крестьянина села Ишим каменщика Симеона Игнатьева Алькова, возведен третий – правый предел в честь святого Иннокентия Иркутского. В 1823 году при храме построена церковно-приходская школа, имелась большая по тем временам церковная библиотека, содержащая в своем фонде более 600 книг и журналов.
По словам очевидцев, в церкви висела огромная трехъярусная люстра, которая зажигалась всего одной лишь лучиной. Имелась гробница (раньше усопший находился ночь в церкви), была крестильня и комната с черной, бархатной усыпальницей, алтарь со множеством прекрасных икон. Стены и потолок были отделаны позолотой. Можно представить эту неземную красоту!
По правде сказать, церковь получилась очень красивой. Село Ишим расположено на участке Московско-Сибирского тракта, соединяющего Томск с Красноярском, а, следовательно, и с Дальним Востоком. Село было крупным и имело статус волостного. Поэтому здесь останавливались на отдых многие люди, по той или иной причине путешествовавшие по Сибири на Дальний Восток из Центральной России или обратно. Дорога строилась в тяжёлых климатических условиях, силами крестьян, которые переселялись на новые неосвоенные земли. Прокладывали дорогу на участке от Томска до Красноярска долгие 16 лет. Московско-Сибирский тракт врезался в плоть Сибири, омытый слезами, вымощенный страданиями, но, в то же время, тракт немало содействовал освоению, изучению и развитию территорий, по которым он проходил. По самой большой дороге империи пошли торговые обозы, гружённые различными товарами: пушниной, строительным лесом, полетели с почтой курьерские кибитки, загремели кандалами каторжники и политические ссыльные.
Самыми известными из путешественников, останавливавшихся в Ишиме и посещавших описываемую церковь, были декабристы по пути в ссылку, Антон Павлович Чехов по дороге на Сахалин, цесаревич Николай Александрович Романов – будущий последний император Российской империи - Николай II, во время своего возвращения из Японии в июле 1891 года, а писатель Александр Николаевич Радищев заказывал молебен по умершей супруге Анне Васильевне Рубановской. Входя в церковь через полуразрушенные дверные проемы невольно ощущаешь себя частью огромной истории нашей страны. Ведь и Чехов, и Николай Второй, и Радищев входили именно через эти двери!
Первая мировая война и революция потрясли всю Россию. Церковь в конце 1920-х годов постигла та же участь, что и все другие храмы. С её разграблением исчезли и планы застройки села, и земельных угодий середины XIX века, книги, великолепные иконы и церковная утварь. Как и множество других церквей, эта церковь после революции была закрыта для верующих. Потом национализирована, с нее были сняты колокола, а само здание приспособлено под зерносклад (с 1939 по 1950–е годы).
В таком состоянии она просуществовала до 1952 года, когда в результате пожара сгорела кровля, а затем обрушились основные своды. До наших дней не сохранилось центрального предела и центрального алтаря. На их месте сейчас проходит грунтовая дорога к отдаленным домам села. Если осмотреть церковь изнутри и снаружи, то можно увидеть качество кладки кирпичей. Кладка сделана настолько хорошо, что, не смотря на более полувековое простаивание под всеми атмосферными осадками, она разрушается очень медленно. К слову сказать, и кирпичи очень крепкие, не чета некоторым современным, рассыпающимся после одного года, проведенного под дождем и снегом. В 60-70 годы ХХ века некоторые местные жители пытались разобрать кирпичные стены для своих нужд. К началу 1990-х годов от былой красоты Спасской церкви почти ничего не осталось. С того времени, уже в течении более полувека церковь никак не используется и потихоньку разрушается. В 1994 г. московским архитектором А.Г. Афанасьевым был подготовлен «Проект зон охраны и генеральная схема развития экомузея Ишим», одним из главных объектов которого, как думали, станет каменный храм. Однако реализация проекта, за отсутствием средств, приостановлена.
В настоящее время церкви присвоен статус архитектурного памятника, и она подлежит государственной охране (Памятник архитектуры регионального значения. Решение Кемеровского областного совета народных депутатов от 14.02.1982 г. № 259). Существует также и проект восстановления этого прекрасного образца Сибирского барокко. Но пока-что никакие восстановительные работы не ведутся. Однако местный предприниматель Евгений Матюшинский построил рядом небольшую одноименную деревянную церковь. - Мы и территорию вокруг старой церкви обкосили, отсыпали, — рассказывает куратор строительства, настоятель храма святого преподобного Онуфрия Великого пгт. Яя протоиерей Василий Чередниченко. – Затем хотим по возможности в старой церкви залить пол, установить там крест, чтобы по праздникам служить молебны. Ведь алтарь там сохранился.
Хочется также отметить, что руины этой церкви, наверное, самые живописные церковные руины в радиусе 1000 километров от места ее расположения. Все остальные или утрачены полностью, или уже восстановлены.
Если говорить об истории, то нельзя не вспомнить об известном учёном-атомщике Андрее Григорьевиче Самойлове, докторе технических наук, члене- корреспонденте АН СССР, заслуженном изобретателе РСФСР. Он родился в Ишиме 17 октября 1907 года. Жил и трудился в Томске. Дом Самойловых стоял напротив Спаской церкви.
В Ишиме остались деревянные дома, украшенные богатой глухой и пропильной резьбой, которые являются историческими объектами. Когда смотришь на эти дома, чувствуешь, что они и сейчас живут своей необычной жизнью. Эти дома в начале века принадлежали купеческим семьям.
Наиболее большой состав населения Ишима приходился на 1911 год: число дворов – 242, жителей – 1629. В селе находилось волостное правление, становой пристав, церковь Христа Спасителя, одноклассное училище, сельская лечебница в казённом здании, мукомольная мельница, почтовая станция, кожевенный завод, 11 лавок, казённая винная лавка.В советский период происходит постепенное угасание села. В 1968 году здесь насчитывается уже 471 житель, в 1989-м – 500, в 2002-м -486. На сегодняшний день – всего 350 жителей.
В селе до сих пор живёт легенда, что при разорении церкви звонарь Николай Цецурин припрятал много церковной золотой утвари и через подземный ход бежал, а клад закопал недалеко от реки под елью. Как служителя православной веры, его сослали на Колыму на 10 лет. Освободившись, он вернулся в село, искал свою поклажу, копал много и долго, но ничего не нашёл. Где была одна ель, вырос целый ельник, каждую весну река сильно разливалась. Местные жители видели бывшего звонаря на руинах церкви, тщательно обстукивавшего стены, там он тоже искал часть клада.