Аул Фалхан, расположенный в Джейрахском районе, покинут людьми уже очень давно. В данный момент башенный комплекс состоит из полуразрушенных бастионов и жилых сооружений. До начала XX века их насчитывалось двенадцать + четыре боевые и полубоевые башни. Была на территории аула Фалхан и мечеть. К сожалению, культовое сооружение полностью не сохранилось – только его останки, включая минарет, видны возле некрополя. Мечеть выстроили после того, как ингушский народ принял ислам – это было в конце XIX века. Здесь же находилось и медресе.
Также близ башенного комплекса Фалхан можно увидеть 12 родовых могил. Этот некрополь называется Хьастмаге. Склепы в Фалхане находятся чуть поодаль от башен, с северо-запада горы Мят-Лоам, и в некоторых из них до сих пор виднеются останки умерших. Это один из крупнейших старинных могильных комплексов на Кавказе.
Поскольку аул находится в километре от соседнего поселения Ляжги, между населенными пунктами была выстроена высокая сигнальная башня – её задействовали в качестве наблюдательного пункта и для предупреждения о надвигающейся опасности. Подобное практиковали практически между всеми соседними аулами, поэтому и строили башенные комплексы, не далее, чем в километре друг от друга.
Башни Фалхан, если верить преданию, основаны родом Ферхаста, у которого было три сына. Произошло это событие примерно в 12-м веке, соответственно, аул считается очень древним. Раньше здесь царствовало племя гамнакан, причем довольно воинственное, поэтому построить на скале башенный комплекс было делом крайне непростым. Многочисленное племя считалось богатым: оно владело землями и стадами. Его представители не гнушались также торговлей рабами и разбойными налетами. Поговаривают, что для победы над гамнаканами пришлось применить военную хитрость и коварство: супостатов заманили на территорию башенного комплекса Фалхан, опоили дурманящими травами и перебили во сне. Как бы то ни было, Ферхасту и его народу удалось обосноваться в здешних горах, да еще настолько удачно, что до начала 19-го века на территории аула Фалхан насчитывалось около 30 дворов. Но много позже люди принялись покидать башенный комплекс, поскольку на равнине жилось легче. В основном, обитатели Фалхана переселялись во Владикавказ и прилегающие равнинные аулы. В результате к концу 19-го столетия в селении осталось всего чуть более 20 семей.
Это был достаточно процветающий аул. Вплоть до 1944 года на южном склоне горы возвышалось средневековое святилище Святого Георгия, до сего времени не сохранившееся. На территории ингушского башенного комплекса Фалхан часто проводились археологические раскопки. Исследователи пришли к выводу, что наиболее активный период строительства крепостей и бастионов пришелся на период нашествий монголо-татарской нечисти. Враги не раз осаждали башенный комплекс Фалхан, проживая рядом с ним в национальных юртах, в ожидании, что жители сдадутся из-за отсутствия продовольствия и воды. В общем, использовали классическую тактику взятия крепостей измором. Но не только враги досаждали жителям башенного комплекса Фалхан – часто представители разных родов сражались между собой, например, на почве кровной мести.
Все боевые башни были 5-этажными и квадратными, а жилые – прямоугольными и немного ниже: их строили 2-х или 4-уровневыми. Конечно, сохранились объекты довольно плохо, но не все: в очертаниях некоторых построек вполне можно угадать следы былого величия аула Фалхан.
Очень хорошо сохранилась боевая башня тейпа Дзараховых. Считается что Дзарах – внук Ферхаста, стал родоначальником этого тейпа. Предания говорят о нем как об очень смелом витязе, на скаку, вырывающем из ямы целого барана, что было под силу далеко не каждому. Народ даже избрал смельчака главой войска, чтобы наверняка защитить крепость от вражеских нашествий. Вероятно, поэтому род и стал называться Дзараховыми – то есть стражами ущелья.
Родовая башня аула Фалхан возвышается над самым обрывом, в крайне недоступной локации – видимо, так и задумывалось древними строителями. Её конструкция весьма интересна: войти в башню Фалхан можно было только через жилую постройку, с которой она соединялась галереей.
Что касается названия аула Фалхан, то лингвисты его связывают с ингушским словом «свободный» или «фала». Но свобода длилась ровно до 23 февраля 1944 года – времени массовой депортации ингушей с родных земель. После этого аул опустел окончательно. Поскольку башенные комплексы традиционно считались родиной многих известных ингушских родов, то и Фалхан не минула эта участь. Крепость является прародительницей таких фамилий, как уже упомянутые Дзараховы, Мирзабековы, Гаджиевы, Фалхановы, Келиговы и многих других.
На автомобиле. Машину можно оставить в с.Ляжги у мечети и прогуляться пешком 1 км в одну сторону (в высоту). А можно проехать дальше по грунтовке на автомобиле повышенной проходимости почти к самому башенному комплексу.
Пешком или на велосипеде. Можно от того же с.Ляжги, либо из с.Бейни. Идеально, если у вас туристический поход, который начинается в с.Бейни.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: