Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с... вокзала. А точнее - с вокзалов. Знаете ли вы, что только железнодорожных в Пензе несколько? По их платформам и привокзальным площадям мы и решили прогуляться.
Если посмотреть на карту, то Пензенский жд узел ничем необычным не покажется, тем более человеку далекому от железной дороги - обычное пересечение двух линий, одна из которых идет с запада на восток, другая пересекает её с севера на юг.
Мало ли таких жд узлов в России, да десятки. Но Пензенский особенный и на самом деле очень крупный.
Одних только станций под название "Пенза" тут целых четыре (Пенза I, Пенза II, Пенза III, Пенза IV)- по одной на каждом направлении. Ну где еще такое есть?
Мало того, на этом узле целых две станции стыкования - Пенза I (для пассажирских поездов) и Пенза III (для грузовых). И соответственно тут массово "водятся" локомотивы обеих родов тока. Причем от старых советских, до новейших "Синар".
А еще из Пензы на запад выходит чисто тепловозная линия, а на север электрифицированная, но однопутная, стало быть не такая важная, как двухпутные линии на Сызрань и на Ртищево. И главный магистральный ход через узел проходит не по прямой, как это обычно бывает, а делает в Пензе поворот на 90 градусов на юг.
ПЕНЗА 1. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ
Начнем прогулку с посещения главного транспортного железнодорожного узла областного центра - станции Пенза-1. На Привокзальной площади гулко и пестро - торопятся автомобили, торопятся люди.
...Центральный вокзал на Пензе-1 впечатляет прежде всего своими размерами. Современное здание из стекла и бетона растянулось на 360 метров вдоль площади. Внутри оно вмещает около двух тысяч пассажиров. А вверх взметнулась одиннадцатиэтажная вокзальная гостиница. На ее фасадной стене торопят отъезжающих огромные стрелки башенных часов.
- Новое здание было построено в 1974 году на месте снесенного в 1969-м старого.
- По архивным фотоснимкам можно проследить всю вокзальную историю. Первый каменный вокзал станции Пенза Моршанско-Сызранской дороги (так она называлась при постройке) был возведен в 1874 году по проекту выдающегося архитектора Николая Бихеле.
Просуществовал он почти столетие, претерпев неоднократные реконструкции. Такой же вокзал-близнец сохранился до наших дней в городе .......
Прогулялись мы и по просторным вокзальным залам. Пассажиры чувствуют себя здесь комфортно. К их услугам удобные скамьи, буфет, ресторан, сувенирный и газетный киоски... Есть и пристанище для души - православная часовня покровителя всех путешествующих святителя Николая, построенная в 2012 году.
Станция Пенза I по характеру работы является пассажирской станцией, по объёму выполняемой работы отнесена к первому классу. Путевое развитие состоит из 8 путей: 2 главных (№ 1, 7) и 6 приёмо-отправочных (№ 2-6, № 8). На путях есть наличие контактной сети с возможностью переключения переменного и постоянного тока.
Здесь есть тайник посвященный вокзалу Пенза 1. Ссылка на тайник:
Пенза-2 – самая младшая среди своих «сестер». Годом ее рождения считается 1910-й, но история ее создания ведет отсчет с 1874 года, когда при открытии движения по Моршанско-Сызранской дороге на правом берегу реки Суры был основан разъезд № 40 «Засурский пост». Здесь уложили два приемоотправочных пути.
Сто лет тому назад разъезд стал сортировочной станцией Пенза-2, так как станция Пенза-1 не справлялась с возрастающим грузопотоком по Сызрано-Вяземской дороге. Новый объект помог решить эту проблему. С того давнего времени до настоящих дней сохранилось лишь здание водонапорной башни неподалеку от поста ЭЦ.
В 1910 году Пенза-2 была соединена со станцией Пенза Рязанско-Уральской дороги, ныне станция Пенза-3. На этой ветке был построен мост «второго километра» через Суру, который открыл тогдашний начальник Сызрано-Вяземской дороги Константин Якубовский.
Соединение двух станций позволило городу в военные годы сыграть важную роль при транспортировке войск и боеприпасов на фронт. Советский период для «второй Пензы» – время ее стремительного развития. Начиная с 20-х годов прошлого века, на станции последовательно происходили три крупных реконструкции: удлинялись пути в восточном направлении, строилась путе-проводная развязка в Западной горловине. В 70-е был возведен горочный мост, заменены горочные стрелки, построена пневмопочта для пересылки грузовых документов.
Наибольшая интенсивность в работе Пенза-2 пришлась на 80-е годы прошлого века, когда за сутки там проходило транзитом на юг более 110 пар поездов, на запад с обработкой – до 18 пар поездов. Штат сотрудников составлял 220 человек, а сама станция была внеклассной. В 90-е годы произошел спад перевозок, сортировочную горку закрыли, и станция превратилась в промежуточную – 4-го класса. Однако в последние годы объемы погрузки и выгрузки стали расти, и предприятие было переведено в разряд грузовых – 3-го класса.
- Вопрос на засыпку: сколько в Пензе станций и железнодорожных вокзалов?
- Четыре станции и соответственно четыре вокзала: Пенза-1, Пенза-2, Пенза-3 и Пенза-4,
- Станций действительно четыре а вот вокзалов только три - построенный еще до войны для обслуживания пригородных пассажирских поездов вокзальчик на Пензе-2 в середине девяностых годов снесли.
На станции формируются передаточные поезда Пензенского узла, а также сборные составы на Моршанск.
Станция была открыта в 1913 году на действующем участке Пенза — Сызрань Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1964 году электрифицирована постоянным током 3 кВ.
Путевое развитие станции состоит из 25 путей и трёх парков: Московского, Сортировочного и Сызранского.
ПЕНЗА 3. «СМОТРЯЩИЙ» НА ЮГ
Следующим объектом нашего внимания стал вокзал станции Пенза-3. На площади перед ним, в отличие от аналогичного пространства станции Пенза-1, было тихо и немноголюдно. Троллейбусные провода напомнили о недавно закрытом троллейбусном маршруте № 6.
- 7 ноября далекого теперь уже 1896 года произошло знаменательное событие: состоялось торжественное открытие железнодорожной линии, соединяющей Пензу с Югом России. Пенза-3 тогда имела иное название - станция Пенза Рязано-Уральской дороги.
С 1 декабря в том же 1896 году началось движение поездов по маршруту Пенза - Ртищево. Старинное одноэтажное здание вокзала, которое мы видим, сохранилось до наших дней.
Построенное из кирпича в псевдорусском стиле, оно изобилует каменными узорами. Жаль, что утрачены шпили, венчавшие башенки и щипцовую кровлю главного входа. В свое время они служили эффектным украшением постройки.
Невозможно не обратить внимание и на стоящую рядом старинную кирпичную водонапорную башню. Ровесница железнодорожного вокзала примечательна прежде всего тем, что является одним из немногих таких сооружений, сохранивших первоначальную форму кровли.
В 2015 году возле вокзала был установлен памятный знак - кенотаф чехословацким легионерам, погибшим в 1918 году в боях с большевистским гарнизоном Пензы.
В настоящее время Пензу-3 с Пензой-1 и Ртищево-1 соединяют четыре электрички. До Ртищево отсюда 155 километров.
ПЕНЗА 4. СТОДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ЭКЛЕКТИКА
Станция была открыта в 1895 году с вводом новой линии Рузаевка — Пенза Московско-Казанской железной дороги. В 1909 году на месте старого деревянного вокзала был выстроен типовой вокзал в кирпиче,
Вокзал станции Пенза-4 построен в 1909 г. Длинное одноэтажное здание чем-то напоминает предыдущий объект нашего путешествия.
Пенза-4 когда-то, как и Пенза-3, имела другое название - станция Пенза Московско-Казанской железной дороги.
- Свое влияние на облик здания оказала эклектика - смешение элементов различных стилей и направлений.
Декоративные элементы фасада из тесаного или фигурного кирпича сочетаются со строгими классическими формами.
В настоящее время вокзал станции Пенза-4, действует только как пригородный. С него отправляются поезда на Рузаевку (до нее 138 км) и Пензу-3. Линия была электрифицирована в 1969 году. А сама станция выполняет функции приемки и отправки грузов.
В 1969 году станция была электрифицирована постоянным током 3 кВ
По характеру работы станция Пенза IV является грузовой станцией, по объёму выполняемой работы отнесена ко 2-му классу. Путевое развитие состоит из 15 путей: 2 главных (№ 1, 2), 6 приёмо-отправочных (№ 3-8), 6 сортировочно-отправочных (№ 9-14) и 1 погрузочно-выгрузочный (№ 15)
Заречный парк . (ПЕНЗА 5)
Заречный парк — железнодорожная платформа Пензенского региона Куйбышевской железной дороги на линии Пенза — Ртищево. Расположена на юго-западе Пензы, в пределах «Заречного парка железнодорожной станции Пенза III». На платформе останавливается одна пара пригородных поездов (Пенза — Ртищево и обратно)[1]. Выход с платформы — к путям Заречного парка и промзоне Пензы.
В общем ПЕНЗА очень сложный узел и немного даже запутанный, особенно для человека который тут не бывал.
В таком виде Пензенский узел существует примерно с середины 60-х годов прошлого века и тут мало что изменилось. Ну разве что в последнее десятилетие резко упало движение в сторону востока Украины. Но оно стало снижаться еще в 90-е, после развала Союза.
При этом и грузовое и пассажирское движение через Пензу из восточных регионов страны на юг России и Кавказ, а теперь еще и Крым, остается очень интенсивным и в наши дни.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: