Вновь мы возвращаемся к Боснийской войне 90х годов, на это раз наш рассказ о туннеле, который спас осажденный город.
Напомню политические события того времени. 29 февраля – 1 марта 1992 года - был проведен референдум о выходе из Югославии. Большинство проголосовало за выход, но при этом сербское население плебисцит проигнорировало, не пришло. Тем не менее, ООН и мировое сообщество начали признание нового государства, но не все с этим были согласны. В страну были введены войска Югославской армии, плюс на их стороне были территории компактного проживания сербов, что составляло чуть менее половины Боснии и Герцеговины.
6 апреля войска подошли к Сараево, а к началу мая город был окружен. Была уничтожена телефонная связь, прекратил работу водопровод, пропало электричество, и стала ощущаться нехватка продовольствия. Тем не менее город продержался до зимы. Военный расклад был такой (см фото): сам город удерживался боснийскими мусульманами и хорватами, все окрестности контролировались войсками Югославии и боснийским сербами. Аэродром удерживался миротворцами ООН (именно поэтому в следующей войне российские миротворцы первыми захватили аэропорт в Приштине), а за аэропортом стояла также боснийская армия.
Для снабжения города и скрытного вывоза раненых было принято решение прорыть туннель под аэродромом, под взлетной полосой. Задачей было замаскировать входы в туннель и ничем не выдать факт строительства. Работали под покровом ночи, и вначале дело шло плохо. За полтора месяцы прокопали всего 85 метров, потом ночи стали укорачиваться и нужно было реорганизовать процесс. Среди жителей Сараево нашли шахтеров на пенсии, которые научили крепить стенки и потолки. Со стороны окраины крепили деревом, а со стороны города крепили железом, так как все деревья в парках сожгли зимой, чтобы согреться. Копали одновременно с двух сторон и поэтому боялись промахнуться при встрече.
Проект держали в тайне, ни одного фото строительства, ни одного репортажа журналиста. Но слухи ползли и доползли до осаждающих. Югославская армия догадывалась о туннеле, но не знала где он. А он начинался в частном доме семьи Колар со стороны окрестностей, и в каком-то заброшенном доме со стороны города.
30 июля 1993 года поняли, что не промахнулись. Длина туннеля составила 785 метров, высота от полутора до 1.8, ширина – метр. Движение было частично реверсивное, были предусмотрены карманы, чтобы разойтись, ведь люди шли с рюкзаками. И каждый день на 3 часа движение останавливалось для профилактики объекта. Нужно было проверить крепи и откачать воду.
В город стали поступать продукты и войска для гарнизона, а оттуда вывозиться раненые. Вначале это просто была нора в земле, а потом проложили рельсы, провели телефонную связь и свет.
Ежедневно сквозь туннель проходило до 4000 человек. Быстрым шагом это можно было сделать за 15 минут, но в толпе, иногда по колено в воде – бывало занимало и два часа.
Туннель спас много жизней, а еще более удивительна сохраненная тайна. После войны все плохое забывается, почему-то забыли и про туннель. Дом отдали обратно семье Колар, но они решили сделать здесь музей. Не сразу, постепенно экспозиция росла. Нашлись тележки, которые ездили по рельсам, автомобили, подвозившие оборудование по ночам, другие артефакты той обстановки.
Сейчас музей состоит из комнат, где демонстрируется военная кинохроника, эксплуатация туннеля (да, во время эксплуатации немного хроники было снято); состоит из самого туннеля, по которому можно пройти (в каске) метров 50. Уже на том конце немного чувствуется вибрация от взлета самолетов. А также состоит из экспозиции в самом доме. Военная форма той войны, небольшие диарамы. Все объекты настоящие, ящики пахнут порохом, вряд ли это ароматизатор. В целом должен сказать, что частично мне удалось погрузиться в атмосферу, создаваемую музеем. Несмотря, на высокую цену (примерно 7.5 евро) я рекомендую вам его посетить.