Музей Мирового океана. НИС "Витязь" [VI/31290]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калининградская обл.
Ближайший нас.пункт
Калининград
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
5.00Нашли: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Alget
Создан: 24.05.2024
Опубликован: 24.05.2024
(отредактирован: 25.05.2024)

Описание окружающей местности

   Сейчас НИС «Витязь» стоит в Калининграде на вечной стоянке. Это самое именитое научно-исследовательское судно в мире. Является объектом культурного наследия России федерального значения. Очень рекомендую к посещению. Считаю его жемчужиной Музея.

   «Ви́тязь» — советское научно-исследовательское судно, совершившее в 1949—1980 множество дальних морских походов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. С 1994 года является экспонатом Музея Мирового океана в Калининграде. На судне расположены экспозиции, посвящённые истории географических открытий и судоходства. Восстановлены многие исторические интерьеры — каюта капитана, кают-компания и другие.

         История судна«Марс»

   В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс». Он был предназначен для рейсов в Испанию и Португалию. Однако этому помешала Вторая мировая война. «Марс» стал военным транспортом. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез из Восточной Пруссии более 20 тысяч беженцев.

         «Империя, вперёд»

   В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в Empire Forth («Империя, вперёд»), однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций судно вошло в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».

         «Витязь»

   При организации в 1946 году Института океанологии возникла проблема выбора судна для тихоокеанской экспедиции института. Осенью этого года директор Института П. П. Ширшов направил с этой целью в Ленинград океанолога В. Г. Богорова и капитана дальнего плавания С. И. Ушакова, которые и выбрали трофейное немецкое судно. «Экватор», переименованный в «Адмирал Макаров», нужно было переоборудовать в научно-исследовательское судно Академии наук СССР. В итоге решено было назвать судно «Витязь». Это имя в прошлом носили два российских корвета, совершавших кругосветные путешествия — на первом в том числе путешествовал Миклухо-Маклай, вторым командовал С. О. Макаров. «Проект экспедиционного научно-исследовательского судна „Витязь“» за авторством В. Г. Богорова, С. И. Ушакова, Н. И. Олчи-Оглу и Н. Н. Сысоева занесли в книгу Государственного комитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство под номером 2739-50-6 и с датой приоритета 11.11.1946. В 1947 году судно переоборудовалось в Висмаре, а в следующем году — в Ленинграде.

   «Витязь» был первым научно-исследовательским судном Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН. На судне имелось 12 научных лабораторий. С 1949 года в течение 18 лет оно было флагманом экспедиционного флота СССР. Между 1949 и 1979 годами «Витязь» совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции. Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин: в частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений. В их числе — свыше 70 новых видов погонофор, описанных по материалам экспедиций «Витязя» в Тихий и Индийский океаны.

   Первый рейс «Витязя» в Чёрное море был экспериментальным, после чего судно совершило дальний переход и было приписано к Владивостоку. Сначала исследования велись в Охотском, Японском и Беринговом морях, у Курильских островов, а с 1954 года начались работы в открытом океане — Тихом и Индийском. До начала 1960-х годов в рейсах судна велись в основном комплексные научные исследования, а затем, когда общая характеристика океана была достаточно проработана, начали проводить тематические экспедиции. Тематические рейсы были биологической, гидрологической, геологической либо геолого-геофизической направленности.

   Исследования «Витязя» закрыли множество «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности:

    Исследования М. Н. Кошлякова в 40-м рейсе заложили основы новой области науки — синоптической океанологии.

   Много научных открытий было сделано в геологических рейсах. В 43-м рейсе на срединно-океанских возвышенностях были открыты скопления фосфоритов нового вида — сильно обогащенные фосфором. 48-й рейс был полностью посвящён исследованию железомарганцевых конкреций в Тихом океане, найдены неизвестные ранее их типы и крупные скопления на склонах подводных гор. 54-й рейс помимо Тихого океана проводился и в восточный район Индийского океана до Восточно-Индийского хребта, были обнаружены не только новые виды подводного рельефа, включая 22 горы высотой до 3 км, но и произведено более 600 снимков дна для последующего изучения, в рамках тектонических работ впервые сделано сейсмическое профилирование у Яванского жёлоба, Восточно-Индийского хребта, Северо-Австралийской котловины и Западно-Австралийской котловины.

   В 1957 году НИС «Витязь» измерило максимальную глубину Марианского жёлоба и всего Мирового океана, полученное значение 11 022 м часто указывалось в советской учебной и энциклопедической литературе. 1959 году судно установило мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 м. Участвовало в работе Международной индоокеанской экспедиции, исследованиях по программе второго Международного геофизического года.

   В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На следующий год судно выведено из состава флота.

   На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако провод «Витязя» в Москву по каналам представлялся слишком сложным мероприятием, и этот план был отвергнут. В течение последующих 11 лет велись споры о судьбе заслуженного судна, в то время как сам «Витязь» постепенно гнил и разворовывался, стоя у причала судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде.

                     Музей

   В 1992 году судно было передано новообразованному Музею мирового океана. Два года судно ремонтировалось на заводе, а 12 июля 1994 года встало на вечную стоянку у музейного причала в самом центре Калининграда.

   В 2019 году «Витязь» отметил четырёхкратный юбилей: 80-летие спуска на воду, 70-летие выхода в первый научный рейс, 40-летие «выхода на пенсию» и 25-летие швартовки у музейного причала.

Помимо упомянутого подводного хребта «Витязя» (координаты: 44°—49°30' с. ш., 154°—156° в. д.)[14] в честь этого корабля названы также расположенные в Тихом океане гора Витязь (13°30′ с. ш. 173°30′ з. д.HGЯO) и жёлоб Витязь (8°35′ ю. ш. 167°30′ в. д.HGЯO), разлом Витязь в Индийском океане (5°30′ ю. ш. 68°30′ в. д.HGЯO)[15] и мыс Витязь в Антарктиде (67°33′ ю. ш. 48°22′ в. д.HGЯO)[14].

Рыбы, названные в честь судна:

  • Gonostoma vitiazi (Rass, 1950)
  • Lycenchelys vitiazi (Andriashev, 1955)
  • Pelagocyclus vitiazi (Lindberg et Legesa, 1955)
  • Vitiaziella cubiceps[англ.] (Rass, 1955)
  • Cypselurus vitjazi (Parin, 1958)
  • Diaphus vitiazi (Kulikova, 1961)
  • Benthodesmus vitiazi (Parin et Becker, 1970)
  • Monomeropus vitiazi (Nielsen, 1971)
  • Eustomias vitiazi (Parin et Pokhilskaya 1974)
  • Melanostigma vitiazi (Parin, 1980)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D1%8C_(%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE,_1949%E2%80%941980)

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Mei (30.09.2024 09:59:32)
Посетили на один день главный корпус, подлодку и "Витязь".
Последний понравился больше всего - поражают масштабы!
mlan (14.07.2024 22:06:24)
Отличный музей и прекрасное судно. Чудны зигзаги истории, бывший немецкий военный транспорт стал одни из самых знаменитых советских исследовательских судов.
Зачет получен, автору спасибо!
Мэри Мэкси (31.05.2024 23:09:16)
putnik67 (27.05.2024 10:22:49)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.