Медресе Норбутабия в Коканде является одним из старейших архитектурных памятников Кокандского ханства (конец XVIII в.). При строительстве оно называлось Мадрасаи-Мир, но позже за ним закрепилось имя основателя - Норбута-бия.
Норбута-бий (1749-1798) был пятым правителем Коканда из узбекской династии Мингов. Придя к власти в 1763 году в возрасте 14 лет, Норбута-бий процарствовал 35 лет. Это было время относительной политической стабильности, создавшее благоприятные условия для экономического развития Коканда. «В период его правления не было никаких забот и тревог, не было голода и дороговизны. Во времена того хана введена в оборот денежная система, из амбаров никто не покупал зерно, так как оно давалось даром. Многие народы соседних областей, услышав о столь дешевой и мирной жизни, стали переселяться в Коканд, что послужило причиной благоустройства и процветания Ферганы», — так описывал эту эпоху кокандский историк.
Норбута-бий пользовался уважением, как справедливый и мудрый правитель. Он покровительствовал религиозному просвещению и развитию прикладных ремёсел. Самолюбие Норбута-бия тешило то, что в народе его прозвали «Амир аль-муслимийин» (эмиром мусульман). Он мечтал затмить славу Бухары, как религиозного центра, и активно строил медресе. Но, по всей видимости, построенные здания по качеству и размаху строительства не отвечали амбициям Норбута-бия, желавшего возвести медресе красивее, чем в Бухаре. В 1794 году ему удалось переманить в Коканд известных бухарских архитекторов Уста Косима и Мухаммеда Солиха. Тщательно выбрав место для строительства, приглашенные зодчие мастера попросили Норбута-бия переместить туда лошадиный рынок, чтобы выровнять участок и плотно утрамбовать землю. Только через два года после этого они начали работу. Фундамент, стены и минареты медресе очень основательные, широкие и прочные — вероятно архитекторы планировали возведение второго, а может и третьего этажа. Однако, в 1798 году Норбута-бий умирает, а взошедший после него на престол его сын Мухаммад Алим-бек сразу же обнаружил иные амбиции — военные. Всё своё правление он стремился расширить владения, централизовать их и упрочить властную вертикаль. Первым из правителей Коканда он провозгласил себя ханом, а государство — Кокандским ханством.Но вернёмся к Мадрасаи-Мир. Когда Алим-хан перестал поддерживать зодчих, они были вынуждены остановить строительство. По народным преданиям, обиженные мастера заложили все дымоходы в медресе. Так они отомстили хану, но это было обнаружено только с наступлением холодов. К чести строителей следует отметить, что из всех медресе, построенных при Норбута-бие, до настоящего времени сохранилось только Мадрасаи-Мир, теперь больше известное, как медресе Норбутабия.
Непосредственно как медресе оно функционировало до 1924 года, после чего было закрыто. Какое-то время после этого использовалось в качестве казармы для подразделения Красной Армии. Позже комплекс был возвращен духовному управлению и стал выполнять функцию центральной соборной мечети города Коканда.Таким образом, джума-мечеть при медресе — одна из старейших и крупнейших мечетей Коканда.
Внешний вид медресе Норбутабия типичен для стиля бухарской архитектурной школы. Оно было возведено поблизости от площади Чорсу из кирпича и представляет собой одноэтажный симметричный комплекс площадью 52 метра на 72 метра с квадратным внутренним двором (38х38 м.) и минаретами по четырем углам. По краям двора расположены ряды арочных худжр (всего 40 келий). Главный входной портал объекта обращен на север. С двух сторон к фасаду примыкает купольная мечеть и 12 классных комнат с окнами, оборудованными узорчатыми решетками. Стены комнат оштукатурены ганчем.Внутренний купол мечети и михраб украшены звёздными узорами и выглядят великолепно. Двери и интерьер украшены замысловатым исламским орнаментом.
За мечетью находится кладбище. На нем расположено несколько известных достопримечательностей: Мавзолей Мадарихана и усыпальница Дахма-и-Шахон
Мавзолей Мадарихана («мать хана» от тадж. «мадари» - мать) - усыпальница матери кокандского правителя Умархана. Известно, что знаменитая узбекская поэтесса Надира после смерти матери своего покойного супруга и правителя Коканда - Умархана, приказала выстроить красивый мавзолей над захоронением своей свекрови как дань уважения и светлой памяти. Изначально мемориальный комплекс (XIX в.) представлял собой купольно-портальное сооружение, поминальную мечеть и внутренний двор. За почти два минувших столетия хорошо сохранился лишь входной павильон. Великолепный портал с небольшим куполом, два гранёных минарета, парадный фасад, украшенный затейливым декором, передают атмосферу изысканной завершенности и восточного колорита. Над главным входом мастера-строители выполнили стрельчатую нишу, внутри которой каскадом свисают сталактиты из белого ганча. Если смотреть снизу, кажется, будто это - перевёрнутые пчелиные соты. Декор портала пестрит изразцами различных форм и цветов, образующих сплетения орнаментов и художественных образов.Над строительством и украшением мавзолея Мадарихана трудились, в том числе, и легендарные мастера-керамисты из Риштана. Один из зодчих даже оставил точную дату завершения работ - 1825 год. Именно эти цифры переливаются под слоем глазури на одной из шестигранных плиточек. По приказу Надиры в Коканде было построено множество красивых зданий, она была покровительницей поэзии и искусства, её стихи - краеугольные камни узбекской классики. Однако судьба Надиры сложилась трагично: поэтесса была убита по приказу бухарского эмира Насрулло, когда он после затяжной междоусобной войны захватил кокандские земли. Останки её нашли покой в мавзолее Мадарихана. В дальнейшем эта усыпальница стала местом захоронения всех женщин ханского рода.
Небольшая ханская усыпальница Дахма-и-Шахон (1825 г.) - одна из исторических достопримечательностей Коканда. Здесь был захоронен Умархан - самый гуманный и миролюбивый правитель Коканда, который стремился к процветанию. Умархан вёл праведный, религиозный образ жизни, помогал нуждающимся, отстраивал медресе и мечети, возводил базары и жилые кварталы. Кроме того, он занимался искусством и литературой. Примеры его творчества можно увидеть на входных дверях гробницы наряду с выдержками из Корана. Хорошо сохранившийся некрополь состоит из нескольких частей: мечеть с айваном для проведения служб и молитвы, купольное помещение с порталом и непосредственно фамильная усыпальница. Самым заметным захоронением является могила самого Умархана. Над ней установлена мраморная сагана великолепного исполнения. Фасад, как и внутренние своды помещений, расписан декоративными узорами. По стилю и художественному содержанию они очень схожи с росписями мечети Боло хауз в Бухаре. За время существования мемориального комплекса вокруг него образовались многочисленные мазары (места захоронения местных горожан), которые разрослись в самостоятельное кладбище. В 1971 году усыпальница была тщательно и бережно реставрирована местными мастерами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: