Фамилия Леднёвых вошла в силу и славу в Сызрани в середине XIX столетия. Молодой и энергичный купец Алексей Иванович выбился в первую гильдию и был выбран городским головой. Выходец из старообрядческой семьи, он получил только домашнее образование, что в реалиях тогдашней провинциальной мещанской жизни означало - учился сам. Что не помешало ему стать не только умелым, дальновидным и прогрессивным хозяйственником, но и талантливым публицистом. До наших дней дошла написанная им брошюра, посвящённая железнодорожному строительству, содержащая прекрасный экономический анализ поволжской торговли и перспектив её развития. На это труд ссылался тоже занимавшийся этой проблемой Мельников-Печерский, по всей видимости, знакомый не только с брошюрой, но и с её автором.
Скорее всего этому знакомству способствовал старший брат Алексея Пётр. В истории он известен больше по своему монашескому имени Павел. И прозвищу Прусский.
Приняв ещё в молодости постриг в старообрядческой обители, он стал выдающимся проповедником и богословом, обосновывавшим в своих трудах святость гражданского брака и многие другие вопросы, бывшие тогда камнем преткновения для миллионов последователей раскола, возникшего в русской церкви после реформ патриарха Никона.
Упорный поиск истины и участие в идеологической борьбе внутри старообрядческих течений привели в конце концов Павла Прусского к примирению с действующей государственной православной церковью и возвращению в её лоно.
Тот же путь из раскола в официальное православие проделал и брат Павла Прусского Алексей. Именно он стал одним из главных организаторов строительства Казанского собора в Сызрани. Однако горожанам он запомнился не этим.
Выучившийся на медные деньги, выходец из "тёмного царства" был одним из самых прогрессивных деятелей в истории города. Именно он был инициатором проектов по устройству уличного освещения, водопровода, открытия в Сызрани средних учебных заведений: женской гимназии и реального училища.
Перед революцией его потомкам принадлежали лучшие торговые площади в центре Сызрани. Этот дом в бывшем Казанском переулке соединялся с лавками на улице Большой, ныне именуемой Советской.
Дом был не жилым. В нём располагались торговые площади, разделённые на девять помещений. Во дворе была сделана стоянка для ломовых извозчиков, занимавшихся доставкой грузов.
После революции дом побывал казармой, магазином, клубом строителей. После Великой Отечественной войны первый этаж занял краеведческий музей, а второй поликлиника. В подвале сделали овощехранилище. В итоге здание пришло в плачевное состояние и потребовало капитального ремонта, растянувшегося на 15 лет. После реконструкции оно полностью было передано под краеведческий музей.
В 1923 году в Сызрани открыли краеведческий музей, в который поступали книги, произведения живописи, оружие, старинная мебель из национализированных дворянских усадеб — Гагариных в селе Заборовка, из Усольской вотчины графов Орловых-Давыдовых, имения Насакиных Губино и т. д. Во второй половине того десятилетия его фонды пополнили первоклассные произведения русской живописи, переданные из собраний музеев Москвы.
Музей был создан по инициативе местных краеведов-любителей, Николая Викторовича Гурьева и Ивана Федоровича Владимирова, на основе сельскохозяйственного музея, открытого при Педагогическом техникуме, экспонаты которого в 1923-м были представлены на первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В 1924 году в ведение музея была передана территория Сызранского кремля со Спасской башней и Христорождественским собором. В его собрании начали формироваться коллекции монет, фотографий, икон, редких книг, археологических артефактов.
В 1927 году музей приобрёл картины знаменитых художников: Н.И. Шишкина, Л.К. Саврасова, И.К. Айвазовского. В том же году был организован художественный отдел.
С конца 1930-х музей занимает свое нынешнее здание, которое ранее принадлежало купцу Николаю Андреевичу Леднёву, потомку первого сызранского городского головы. Все военные годы 1941−1945 музей продолжал работать. В 1949 году музей получил статус краеведческого.
Ныне его собрание превышает 55 тысяч единиц, среди которых особенно значимы этнографическая, палеонтологическая и нумизматическая коллекции, собрание живописи, фото- и документальных материалов; по своей уникальности хранящаяся в его фондах коллекция старинного оружия сопоставима с собраниями Оружейной палаты Московского Кремля и Государственного Эрмитажа.
Музей традиционно ведет большую поисковую, научно-исследовательскую, просветительскую и экспозиционную работу. С 2019-го на его базе собирается краеведческий клуб. Сегодня Сызранский краеведческий музей — культурный центр областного значения.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: