Еки-Кобы (Иолгоп) — перевал, расположенный в Онгудайском районе, на старом Чуйском караванном и шёлковом пути(китайской тропе XVIII века).
Перевал интересен с исторической точки зрения. Наиболее сохранился заключительный участок перевала, укреплённый каменной кладкой, протяжённостью около 2,5 километра, который и интересен для обзора.
Еки-Кобы переводится «Два урочища». «Кобы» по-алтайски — маленькие урочища, которые находятся в складках, отходящих от основного хребта.
Как было указано выше перевал находится на двух пересекающихся в этом месте древних путей сообщения.
Первый путь — китайская тропа («Шёлковый путь»), которая условно начиналась в этом районе после пересечения р. Большой Ильгумень и уходила в лог Малый Курманак, далее через перевал она спускалась к р. Карасу, а после перевала Еки-Кобы пересекала р. Большой Яломан и уходила к югу в водораздел реки Арбалой, переходя реку Малый Яломан и далее ещё через один перевал выходила к бому Бичикту-Кая.
Второй путь — связан с Чуйской вьючной тропой. Эта часть условно начиналась у бома Кур-Кечу. Тропа ухода от Яломанских бомов и р.Катунь вверх по реке Карасу или Чёрной речки на юго-запад. Через пять километров тропа поворачивала на юг на перевал Еки-Кобы, после перехода которого она у реки Яломан поворачивала на восток и по течению реки спускалась к Яломанской крепости и реке Катунь. Данный путь позволял обойти бомы Кур-Кечу, Юркош и Яломанбом.
В 1911 году Сапожников Василий Васильевич записал: «От Кop-кечу вверх по Катуни есть два пути: первый, более трудный, проходит левой стороной Катуни через хребет Иолгоп в долину Большого Еломана…
Дорога из Кор-кечу, пройдя некоторое время высокой речной террасой, уклоняется в боковой лог Кара-су без воды, лишь со следами весеннего ключа. Здесь к крутым гранитным склонам прислонены плотные осадки, размытые столбами и пирамидами. Отсюда новый поворот влево в узкий тенистый лог с высокой травой и лесом лиственниц.
Скоро начинается более крутой подъём зигзагами среди леса к перевалу Иолгоп. До верхней точки перевала, лежащего на абсолютной высоте 1460 м, от станции Кор-Кечу – 2 часа езды. Отсюда на юго-востоке открывается довольно обширный вид со снежными вершинами на заднем плане; это видна северная гряда Чуйских белков. Спуск в боковой лог Б. Еломана круче подъёма и идёт крутыми петлями по безлесному скалистому склону. Над дорогой иногда висят скалы того же гранита.
В 1908 году Верещагин Виктор Иванович в путевые заметках отметил: «При проведении колесного пути из Керкечу, его разработали через еломанский перевал и бом Конгорар… Теперь казённым трактом через Еломанский перевал пользуются только погонщики скота, которые направляют в Бийск, да здесь же проходят табуны лошадей, которых гонят с Алтая через Монголию в Кяхту и Приамурский край. Говорят, скот и особенно овцы сильно испортили тракт на этом участке засыпав его галькой и более крупными камнями, которые градом сыплются с крутых склонов при проходе стад».
Перевал находится на хребте Иолгоп, разделяющим водоразделы рек Карасу и Большой Яломан.
Высшая точка перевала — 1435 м над ур. м. Протяжённость подъёма со стороны дороги на Большой Яломан, южная часть — 6,8 километра, перепад высоты — 602 метра и 43 поворота.
Протяжённость подъёма со стороны р.Карасу, северная часть перевала, не представляется возможным определить ввиду практически полной утраты дорожного полотна. Единственный параметр, который можно зафиксировать, перепад высоты — 475 метров.
Общая протяжённость перевала от р.Карасу до р. Большой Яломан — около 11 километров.
В давние времена это была очень оживлённая тропа. Именно по ней шли караваны верблюдов и лошадей, ехали повозки китайских мандаринов. Средневековые тюркские повозки оставляли более узкую колею, поэтому для китайских повозок её надо было расширять сантиметров на десять.
Источник: https://www.vtourisme.com/altaj/bogatstva-altaya/perevaly/1489-eki-koby