«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»
Муромский калач – это не просто хлеб, это символ русской гостеприимности и кулинарное достояние нашей страны. Его история уходит вглубь веков, и он по праву считается одним из самых вкусных и уникальных хлебобулочных изделий в мире.
Откуда же возникли Муромские калачи и почему они так называются?
Самая распространенная версия появления калачей в Муроме связана с общением жителей города с татарскими хлебопеками, а само слово «калач» по-татарски переводится как «я голоден» (т.е. у меня разыгрался сильный аппетит.)
Можно даже сказать, что «калач» означает «аппетитный».
Но есть и другая версия, более правдоподобная.
Слово «калач» первоначально писалось через «о» — «колач» и происходит от «коло» — круг. От него же произошли известные нам «колесо», «кольцо», «колея», «околица», выражение «вокруг да около» и так далее.
Хоть оно и древнее, первые достоверные сведения о калачах на Руси датируются только началом XVI столетия. Русский калач — это вид хлеба из лучшей муки. Первые известия о том, что такой хлеб пекли в Муроме, относятся к немного более позднему времени. Описание города, которое сделал в 1566 году воевода Бутурлин, упоминает Калачную улицу, Калачный ряд на торгу и восемь дворов, где проживали муромские калачники. Также есть есть свидетельства, датированные еще 1552 годом (в Песцовой книге есть упоминание о том, что в 8 дворах города Мурома выпекали калачи).
В дальнейшем молва о калачах разносилась все шире. В 1772 году ученый Логин Иванович Бакмейстер, составитель «Топографических известий, служащих для полного географического описания Российской империи», отмечал, что многие муромляне «пекут из пшеничной муки калачи на продажу в другие города и места». Судя по тому, что в 1781 году Екатерина II утвердила герб Мурома с тремя калачами, к этому времени муромская выпечка стала главной приметой города. Возможно, императрица помнила об угощении, поднесенном ей при поездке в Муром в 1767 году. В 1798 году город посетил Павел I, который «всемилостивейше принять изволил» муромские калачи и увез их с собой. До сих пор все, кто пробовал эти калачи, отмечают их отменный вкус и особую величину.
Муромский калач состоит из трёх частей:
- толстого «животика»;
- нависающей над ним хрустящей «губы»;
- «ручки» (как раньше говорили, «перевясла»), которая их поддерживает.
И третья особенность Муромского калача заключается в том, что эти три составляющих его части, отличаются вкусовыми нюансами, так как, имея разный объем и форму, по-разному и пропекаются.
Если посмотреть на Муромский калач, то внешне он имеет форму висячего замка.
Существует притча о том, что раньше богатые люди съедали лишь утолщенную часть калача, держась за его ручку, которую потом сами не ели (из соображений гигиены), а отдавали нищим, или бросали на съедение собакам.
Поэтому, если видели, что человек ест ручку калача, не брезгует ею, то о нем говорили, что он «дошел до ручки».
Муромский калач выпекается из ситного теста, которое долго мешается (трётся) вручную на льду. Благодаря этому тесто приобретает особую пористость и упругость. Именно от способа замешивания и пошло выражение «тёртый калач».
Калач имеет правильную круглую форму с крестообразным разрезом сверху. Его поверхность посыпается маком или кунжутом. Вкус муромского калача просто восхитительный! Он имеет тонкую, хрустящую корочку, а внутри мягкий и воздушный мякиш. Калач обладает слегка сладковатым вкусом с нотками кислинки. Его можно есть как самостоятельно, так и с различными дополнениями, такими как масло, сыр, мед или варенье.
В 4-го августа 2012 года в Муроме в день празднования 1150-летнего юбилея города впервые провели праздник муромского калача. В ходе празднества инсценировали приезд в Муром императрицы Екатерины II и открыли новую городскую достопримечательность — памятник калачу. Жителям Мурома и гостям раздали более десяти тысяч калачей.
Муромский калач навсегда вошел в историю, будучи изображенным на картине Бориса Михайловича Кустодиева - «Купчиха, пьющая чай» (не путать с более известной «Купчихой за чаем»)