Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.
Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.
В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.
Настало время вспомнить для чего строилась дорога. Для войны. Для снабжения австрийских гарнизонов на границе с Сербией и Турцией. Особенности много-этнической (много-лоскутной) Австро-Венгрии в том, что, имея пестрый национальный состав населения, власть ожидала восстания в любой момент и, чтобы быть готовым подавить его в зародыше, войска были разбросаны по стране и были другой национальности, чем местное население. Также часто происходила ротация, чтобы не допустить сближения армии и народа. Это требовало четкой работы дорог, железных и обычных.
В Боснии гарнизоны располагались в Горажде, Фоче и Чайниче. Именно для их снабжения и быстрой дислокации к границе дорогу и строили. Войну ждали (и хотели) и Германия и Австро-Венгрия. Казус Белли всем известен – убийство Франц Фердинанда. Австрия объявила войну и вторглась в Сербию.
Сейчас мы подойдем у самому забавному моменту нашей истории. Вбухав десятки миллионов денег, Австрия не смогла использовать стратегически эту дорогу. В первой же битве австрийцы потерпели поражение и не смогли доставить подкрепление в горную часть Сербии. Это было 12 августа 1914, а уже 6 сентября сербские и черногорские войска начали наступление на Сараево. 18 сентября персонал Дороги был эвакуирован в Пале, а большой мост через Дрину взорван.
Только в 15 году, война стала для Сербии складываться неудачно (из-за предательства Болгарии и нехватки ресурсов). Железная дорога возобновила свою работу, а в 1916 году восстановили мост. Но, как вы знаете, постепенно страны Антанты додавливали союзников во главе с Германией, и поддержка функционирования дороги становилась все труднее, а эксплуатация шла интенсивно. К концу войны, рельсы износились и движение стало аварийно-опасным.
Нам предстоит длинный путь из курортного городка Пале, где мы закончили маршрут предыдущего тайника, до верховьев реки Прача, и на этом участке есть много всего интересного и железнодорожного.
Как вы поняли, нам нужно перевалить хребет. Но вначале надо подняться на нужную высоту, а поезду, в отличие от автомобиля, это сделать непросто. Чертовски хочется проделать этот путь вместе с пассажирами, но увы, все мосты, абсолютно все, украдены и куда-то проданы. На месте только опоры из камня. Мосты были проложены над ручьями, дорогами, перепадами высот. Современная асфальтовая дорога проложена поблизости от бывшей ж/д колеи, и можно легко, ориентируясь по карте, подъезжать к ней и по ней.
Так, не спеша, мы подъехали к скале Стамбулчич, которая является перевалом хребта, и почему бы и не срезать? Именно здесь, в скале, прорублен самый длинный туннель на всем пути от Сараево до Вышеграда, Яхоринский туннель, длиной 850 метров, и сейчас пригоден для реверсивного движения автомобилей, но, странно, все почему-то пользуются современным, двух полосным, проходящим рядом.
Туннель вас выводит прямо к станции Стамбулчич, которая является высшей точкой нашего пути – 940 метров над уровнем моря.
Теперь предстоит спуск. Следующая станция Светлина на 150 метров ниже, и поезд вскоре начинает так называемый циклический спуск. Шагранская осьмица в Сербии – это уникальный спуск в виде восьмерки, здесь же почти восьмерка – сильно изогнутая S. Это самый заброшенный и труднонаходимый участок дороги. Ибо современное шоссе было прорублено перпендикулярно в скальном холме, по которому спускался состав. Природа поглотила старые пути сообщения, я с трудом нашел входы в туннели уже из чистого упрямства. В 70е годы здесь серпантинила грунтовка – единственный путь для авто – так эту грунтовку вообще не видать. Параллельный мир.
Старая насыпь идет много выше современного асфальта, но только высокие опоры-быки напоминают, что когда-то здесь гремели стальные колеса по стальным мостам.
Здание станции Светлина сохранилось, оно в самой деревне. Далее насыпь превращена в пешеходную тропу для прогулок, и это намного лучше, чем проросший сквозь бывшие шпалы кустарник.
Населенный пункт Прача – крупнейший в этой части мусульманской Боснии. Здесь и мечеть, и православная церковь. Здесь уже течет одноименная река, и бывшая колея превращена в небольшую асфальтовую дорогу вдоль берега. Это позволило сохранить несколько ж/д мостов. Скоро мы пересечем границу двух республик одной страны и въедем в Республику Сербскую, а заодно и в каньон и природный парк Прача.
Когда-то была прямая, коротка и красивейшая дорога до поселка Миличи, но обвалился мост, а починить некому. Это был один из двух железнодорожным мостов через Прачу. Поэтому мы посвятим каньону Прачи два тайника – по обе стороны разрушенного моста.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: