Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.
Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.
В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.
Вторая мировая война пришла на Балканы весной 1941. Вначале Югославия присоединилась к союзу Германии и Италии, но потом отказалась, что привело к распаду государства, и нацисты играли на национальных чувствах хорватов. Именно тогда и были взращены подонки-усташи, совершившие массу преступлений.
Сопротивление фашистам на территории Сербии и Боснии оказывали партизаны: четники и коммунисты. Это были разные люди с разной идеологией, но на начальном этапе их объединяла общая цель. Попытки немцев использовать узкоколейку в своих целях провалились, когда четники совершили свою знаменитую диверсию и взорвали мост через Дрину, преодолев сопротивление охранявших мост войск. Только к 1944 году немцам удалось сильно потрепать партизанские отряды и оттеснить из от своих путей сообщения, но это уже был год, когда танки Красной армии пришли на Балканский полуостров, чтобы освободить его.
Много фильмов было снято о партизанском движении под руководством Иосипа Броз Тито, некоторые из них очень достойны с кинематографической точки зрения. Есть даже документы, подтверждающие использование бронепоездов на каких-то участках во время войны.
В послевоенное время трассу Чиры восстановили, опять забегали паровозики, но уже в 60-е года их заменили более комфортные дизельные поезда. Время в пути составляло 15 часов. Тогда же в 60-е заговорили о замене колеи на широкую, но дальше разговоров дело не пошло. Зато пошли разговоры о бесполезности всей восточной дороги в современном мире.
Здесь было несколько причин, объективных и не очень.
Во-первых, была проложена широкая колея, соединяющая Сараево и Белград, проложена вокруг гор, через так называемый Савский коридор (по реке Саве), через Загреб.
Во-вторых, была построена широкая железная дорога Белград – Бар. Она существует до сих пор, и является одной из красивейших дорог современности, хоть и наименее пунктуальной.
В-третьих, Югославия, как один из лидеров движения-неприсоединения и также социалистическая страна, боролась за право принять зимние Олимпийские игры. Как вы знаете, она выиграла это право, но подготовка началась еще в 70-е годы. В Сараево необходимо было обновить дороги и всю инфраструктуру, проложить новые шоссе к олимпийским объектам, обновить аэропорт и сделать объездную трассу.
Именно по насыпи восточной дороги, используя ее виадуки и туннели, планировали строить объездную. Она и сейчас такая же как в 80-е. Асфальтовая дорога на месте бывшей колеи называется «Путь младых мусульман». Олимпиада –дело политическое, Чира была обречена.
Мост Грефа или Грефов мост – единственный через Прачу, который держится. Возможно потому, что по нему никто не ездит. Он висит над бурной рекой, заросший с обеих сторон. К нему трудно подойти и экстремально переходить, но последнее по желанию. Здесь мы уже находимся на участке, где построено современное шоссе до границы с Сербией, и тайник позволяет одновременно наблюдать старые и новые пути сообщения.
Отсюда начинается вторая часть каньона Прачи, не менее красивая, чем первая, хотя и более обитаемая. Насыпь узкоколейки заросла везде, кроме района тайника. От Месичи до точки N43°43.789 E19°00.788 бывшая дорога не используется ни пеше- ни вело- ни авто-. Возможно потому, что еще осталось эхо боснийской войны и в начале 2000х кто-то подорвался на мине. В районе тайника безопасно.
Начиная с точки, указанной выше, бывшая колея используется как однополосная грунтовка. Она идет мимо бывшей станции Бригово, проходит через красивейшее ущелье. Опять же построено несколько туннелей. Тайника пока нет – 4й тайник на одной реке – явный перебор. Рекомендую в указанной точке свернуть с асфальта на грунтовку и посмотреть эту часть каньона.
Узкоколейка постоянно идет вдоль новой трассы, иногда ныряя под нее. Но сквозного проезда нет, колея упирается в плотину. Две плотины охраняются, их можно увидеть только с асфальта. Плотины некрасивые, превратившие быструю реку в каскад мутных водохранилищ.
Скоро мы подъедем к селу Устипрача, где Прача впадает в Дрину. Здесь был большой вокзал, узловая станция, другая ветка отходила на запад, до города Фоча. Мы уже спустились достаточно низко, до 340 м, но что происходит с дорогой дальше вы узнаете в следующем тайнике.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: