Запуск Ростовской детской железной дороги после длительной реконструкции стал в столице Юга одним из ярких событий 2022 года. Реконструкция ДЖД длилась несколько лет. Проработала детская узкоколейка около трех недель. Затем паровоз, другие локомотивы и пассажирские вагоны отправились на отдых до ближайшего лета. А пока предлагаю совершить небольшой экскурс в историю этой детской дороги, где все по-взрослому.
Есть несколько историй о том, что способствовало появлению в главном городе Юга стальной магистрали для детей. Наиболее распространенная такая. В 1936 году (то есть, 97 лет назад) группа ростовских школьников участвовала в Слете юных строителей Детских железных дорог. Его проводил в Москве Совет содействия строительству ДЖД. Ростовчане заявили о горячем желании открыть в Ростове-на-Дону Детскую железную дорогу. Организаторы форума идею младших «коллег» поддержали, но сказали, что прежде в Ростове должны заработать и хорошо проявить себя кружки Юных железнодорожников. А вот строительство и открытие ДЖД пойдет вторым этапом и станет достойным продолжением этой юной и южной истории. Вскоре кружки заработали, а вот такую желанную ДЖД в Ростове-на-Дону запустили только через четыре года после Слета.
На фасаде депо ДЖД красуется 1940 г. Конечно же, это неслучайно. Строительство Малой Ворошиловской дороги (так сперва именовалась ростовская ДЖД) началось в августе 1940-го. Строители проложили рельсы вокруг Балабановской рощи (сегодня здесь расположен Парк культуры и отдыха имени Николая Островского). Протяженность «кольца» малой «железки» была 3,6 км. Также построили депо для небольших узкоколейных паровозов и две станции — Деповскую и Лазаря Кагановича. Строители управились за несколько месяцев (темпы — почти рекордные) и уже 9 ноября состоялось торжественное открытие Малой Ворошиловской дороги. Первый состав назвали просто — «Малыш». В нем было пять двухосных вагонов, в каждом из которых по 12 мест.
Но менее чем через год после открытия Малой Ворошиловской дороги случилось страшное — на СССР напала гитлеровская Германия, началась Великая Отечественная война. На Дону шли ожесточенные бои. Понятно, что многие объекты в городе, в том числе и Детская железная дорога, не работали. По кинохронике, фильмам и фото военных лет мы знаем, что рельсы, двутавровые стальные балки, швеллеры и прочие твердые металлоконструкции шли для изготовления противотанковых ежей, оборонительных сооружений. Все, что можно, отдавалось фронту, было вкладом в Победу. Свой вклад внесла и Малая Ворошиловская дорога: ее рельсы были использованы для строительства оборонительных сооружений.
Вскоре после окончания войны Малую Ворошиловскую дорогу переименовали в Малую Северо-Кавказскую. Тогда же, в 1945-м, «наверху» приняли решение о восстановлении этой детской железной дороги.
Движение по ней вводилось постепенно, на сокращенных кольцах. Полностью дорога была восстановлена в ноябре 1949 года. К тому времени она имела (уже) три станции: Победа (бывшая станция имени Лазаря Кагановича), Оборонная (бывшая станция Деповская) и Солнечная.
А дальше шло постепенное развитие детской стальной магистрали в Ростове-на-Дону. Со временем она стала более протяженной — почти 4 км в окружности. У нее появилось несколько составов. Станция Оборонная стала носить имя пионера-героя, ростовчанина Вити Черевичкина. А весной 1961 года, после полета в космос первого человека, Малой Северо-Кавказской дороге присвоили имя Юрия Гагарина.
Несмотря на почти миниатюрные для транспортного предприятия размеры (малая протяженность, узкая колея, более компактные локомотивы и вагоны) здесь есть вся инфраструктура, необходимая для нормальной работы ж/д (депо, диспетчерская, учебные классы, семафоры, шлагбаумы и проч.). Все — по-взрослому. Да и школьники — учащиеся специализированных кружков, проходящие практику на ДЖД, весьма серьезно относятся к своим обязанностям. Знаю это не понаслышке: в детстве сам работал летом на Ростовской ДЖД. Да, тогда она уже не была Малой Северо-Кавказской: в 2013 году дорогу переименовали в очередной раз. Работать было интересно.
Ростовская детская железная дорога — одна из немногих в мире, использующих до сих пор паровозную тягу. Можно сказать, что локомотив на паровом ходу — полноправный символ этой ДЖД. И сейчас, несмотря на наличие в «дорожном» парке современных тепловозов, один из составов возит исторический узкоколейный паровоз.
Паровозов у Ростовской ДЖД было несколько. До наших дней «дожил» один из них — Гр-185 (1948 года выпуска, трудится в Ростове с 1981-го) В 1996-м этот локомотив потребовал серьезного ремонта, и был отправлен в Тихорецк (там на юге находится база по восстановлению паровозов). Сначала руководство ДЖД хотела списать 185-й, но усилиями ветеранов локомотивной службы, решение изменили и локомотив отремонтировали. На его ремонт ушло почти четыре года. Летом 2000-го паровоз вернулся на детскую дорогу. Но затем, в 2003-м, Гр-185 отправили в Златоуст — «на ремонт и освидетельствование котла». Далее шла череда эксплуатационных и восстановительных работ. В мае 2015 года Гр-185 вернулся на ДЖД, в 2018-м ушел на запасные пути в депо, из-за начавшейся реконструкции дороги, а в октябре 2023-го снова вернулся в строй.
Масштабная реконструкция детской дороги завершилась в 2022 году. Первый состав по обновленной магистрали прошел 13 сентября, в рамках мероприятий ко Дню города. Строители полностью заменили рельсы и шпалы, модернизировали и капитально отремонтировали вагонно-локомотивное депо, зал ожидания и кабинет-лабораторию в административном здании, благоустроили прилегающую территорию.
Кроме того, проложили новый водопровод и установили старинные гидроколонки для заправки паровозов водой и оборудуем специальный пункт для заправки паровоза углем.
В 2022 году дорога работала недолго. 2 октября поезда отправились в депо до следующего эксплуатационного сезона, который начался в июне 2023 года. Всего с момента запуска первого поезда после реконструкции инфраструктуры по ДЖД проехали более 20 тыс. детей и их родителей.
Сегодня Ростовская детская железная дорога располагает двумя именными составами — «Атаман Платов» и «Тихий Дон». Названия позаимствованы у фирменных поездов Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Всего в парке дороги девять вагонов, один паровоз, три действующих тепловоза и один — недействующий. На дороге работают три станции: Солнечная, им. Вити Черевичкина, Победа.
По воскресеньям, во время эксплуатационного сезона, курсируют оба именных состава: один с тепловозом ТУ10-019 «Колибри», второй — с паровозом Гр-185. По остальным дням ходит лишь один состав с тепловозом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: