Историческое здание железнодорожного вокзал станции Бердск включён в реестр муниципальных памятников истории и культуры, находится по адресу Вокзальная 35. В этом году исполнилось 110 лет. Это одно из старейших сооружений Бердска и одно из немногих, кто пережил затопление города при строительстве ГЭС. Именно вокзал дал толчок к развитию села Бердского. Поэтому бердчане очень им дорожат.
История
Вокзал Бердска можно было долго рассматривать и любоваться им. Здание украшало невероятное панно из керамической плитки. Красивое старинное оформление окон и дверей с полукружной кладкой из кирпича. Мощные колоны внутри здания, которые держали крышу вокзала - всё это создавало старинный образ постройки. Здание вокзала называют символом Победы, так как здание пережило две войны – Первую и Вторую Мировые. Отсюда уезжали на фронт солдаты, сюда они возвращались с Победой. Здание вокзала было построено в 1912 году. В 1913 году от села Бердского прошла железная дорога. В 1915 году была открыта Алтайская железная дорога, которая прошла рядом с селом и связала его быстрым сообщением с Новониколаевском и Барнаулом. При строительстве дороги, в 9 верстах от села, была открыта станция Бердск. А годом раньше подрядчик по строительству пути Мазорин заложил здание железнодорожного вокзала – нынешней станции Бердск. Движение началось в 1916 году, когда с мельницы Бердского купца Горохова стали подвозить муку. Сегодня Бердск - мощный транспортный узел. Ежегодно он пропускает 21000 грузовых, 4200 пассажирских и около 15000 пригородных поездов. Здесь проходят пригородные электрички и поезда дальнего следования на Алтай и в Казахстан.
Рядом с железнодорожным вокзалом соседствует Водонапорная башня. Башня – высокая, круглая, с деревянным верхом и шатровой металлической кровлей. Это очень прочное крепкое строение, которое одно время хотели снести, но не смогли из-за прочности кладки. Башня является одним из старейших зданий города. Она была построена в 1903 году. Изначальное назначение башни было следующим: в ней раньше хранили запасы воды для заправки паровозов на станции. Водонапорная башня внесена в государственный реестр объектов культурного наследия и памятников архитектуры.
Бердск всегда называли кузницей военных кадров. Пройдите по лесу от БЭМЗа до Красного Сокола — там можно найти следы окопов и землянок, где в сороковые годы тренировались запасные стрелковые полки. По свидетельствам старожилов и современников, там до сих пор находят боеприпасы.
В годы Великой Отечественной войны вокзал служил для доставки защитников Родины в запасные полки, располагавшиеся около Бердска, где проходило обучение красноармейцев. Отсюда солдаты отправлялись на фронт. Здесь встречали возвращавшихся воинов, одержавших Великую Победу в войне с немецким фашизмом и японским милитаризмом. Эти события описывает в своей книге «Прокляты и убиты» Виктор Астафьев
Но потом, когда в 50-е годы прошлого века город после затопления водами рукотворного новосибирского водохранилища переехал на новое место и стал ближе к станции, вокзал оказался в черте Бердска.
До этих работ по реконструкции здание вокзала капитально ремонтировали дважды в 1963 и 2004 годах.
Настоящее время
Строить новый вокзал начали ещё в 2019 году. В пандемию ковида работы заморозили из-за ограничительных мер. С августа 2021-го — возобновили: возвели корпус с башней и сделали перепланировку старого здания, построенного ещё в 1914 году. Кирпичную кладку на нем полностью восстановили, очистили от штукатурки, обработали её лаком – для того, чтобы эта старая кладка сохранилась ещё на 100 лет. Кровля полностью заменена, потому что старая конструкция сгнила. Поменяли окна и двери. А стены восстановили и сохранили.
Новый вокзал разместили между старинным кирпичным корпусом и водонапорной башней. Оба исторических объекта отреставрировали. Кстати, стилистически все три здания перекликаются, формируя единый комплекс. Новый корпус имеет высокую башню с часами. Её венчает стеклянный купол.
Старая кирпичная постройка не имеет охранного статуса памятника архитектуры. Несмотря на это, когда в 2017 году было принято решение о создании нового вокзального комплекса, жители города обратились к железнодорожникам, и в РЖД решили его сохранить, отреставрировать и приспособить под административные и служебно-технические функции (узлы связи, трансформатор и технические помещения для персонала: душевые, раздевалки). Более того, специалистам удалось сохранить памятный геодезический знак времён строительства прежнего вокзала
И вот, 15 сентября 2023 года на станции Бердск Западно-Сибирской дороги прошло открытие обновлённого вокзального комплекса. При выполнении работ железнодорожники учли мнение жителей города и максимально сохранили здание старого вокзала.
«Строительство началось в 2018 году. В ходе реконструкции комплекса в городе не просто построили новый вокзал, а также провели благоустройство привокзальной площади», — отметили в инспекции.
Привокзальную территорию замостили новой плиткой, вдоль проезда высадили голубые ёлочки, установили скамейки, урны и смонтировали освещение.
В отделке интерьеров и фасадов использовали спокойные природные оттенки. В качестве материалов применили мрамор, дерево, металл, стекло.
Кроме залов ожидания с билетными кассами в здании предусмотрели комнату для пассажиров с детьми, кафе, туалет. Установлены билетопечатающие автоматы, турникеты, рамки-металлоискатели, терминал для зарядки гаджетов.
Парковка для автобусов сделана в виде навеса на мощных колоннах. На территории есть и стоянка для автомобилей, рассчитанная на 60 мест.
По информации инспекции Госстройнадзора, новое здание имеет площадь почти 1800 кв. метров и может вместить до 300 человек, из которых 250 — это пассажиры пригородных поездов. Также вокзал оборудован всем необходимым для обслуживания маломобильных пассажиров.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: