Я соврал :) Первых тоннелей было аж два! Но - обо всем по порядку
Первая железная дорога Российской империи - Санкт-Петербург - Москва не имела никаких тоннелей.
Вторая железная дорога Санкт-Петербург - Варшава с ответвлением до станции Вержболово, где была стыковка с железнодорожной веткой на Кенигсберг (ныне - Калининград).
Местность, по которой проходила железная дорога, была в основном равнинная, но в окрестностях Вильно (Вильнюса) дорога должна была пересечь понарский кряж. Понарские холмы вообще-то невысокие, и тоннель, по большому счету, был не очень нужен, но по проекту был построен "Понарский тоннель высотой 6,4 метра, шириной 8 метров, длиной 427 метров". По легенде, царь Александр II решил простроить этот тоннель просто для возвеличивания России, когда проехал на поезда по Франции. Как это: у них уже есть. а у нас тоннелей еще нет: исправить :)
Не знаю: правда это или нет, но спустя 100 лет дорогу провели чуть сбоку, при этом тоннеля не потребовалось :).
Проектирование тоннеля и руководство строительными работами выполнялось немецкими и французскими инженерами. Рабочие были набраны в основном из окрестностей Вильны (с 1939 г. — Вильнюс). Строительство велось с обеих оконечностей. Все работы выполнялись вручную, поэтому условия труда были очень тяжёлыми, при этом каждый рабочий получал в месяц около трёх рублей. Интересный факт: тоннель с самого начала строился двухпутным.
Постройка тоннеля была завершена в 1861 году, таким образом этот тоннель стал первым железнодорожным тоннелем Российской империи.
К началу Второй мировой войны расходы на содержание тоннеля существенно возросли. Несмотря на это, немецкими силами было проведено его укрепление. Но в конце войны, во время отступления немецких войск, тоннель, наряду с другими объектами местной инфраструктуры, был взорван. По другим данным, по мере отступления фронта планировалось взорвать туннель, как и другие объекты инфраструктуры, но тоннель не был взорван, так как находившийся в тоннеле заряженный взрывчаткой эшелон был неожиданно захвачен во время крупной атаки Красной Армии.
После Второй мировой войны тоннель продолжал использоваться до начала 1960-х годов, когда была построена линия в обход холма.
Говорят, что еще в 1990-х годах тоннель можно было пройти целиком. Но тут вмешались экологи: после прекращения движения поездв тоннель облюбовали летучие мыши. И в недрах тоннеля сейчас расположена самая крупная колония этих зверушек. Сейчас оба выхода из тоннеля закрыты, при этом восточный (Виленский) выход еще и основательно поврежден обвалом.
Но сами старейшие ж/д порталы сохранились.
PS. А кто же второй? Второй первый железнодорожный тоннель - Ковенский ж/д тоннеь, находящийся в черте города Каунас до сих пор является действующим. И к тому же признан национальным достоянием Литовской республики, его изображение можно найти на марках, монетах и т.п. Так что если кто-то из вас вдруг поедет на электричке из Вильнюса в каунас, то знайте: в проедете по второму первому...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: