25 сентября 1762 года бот «Святой архистратиг Гавриил» под командой Гавриила Пушкарёва, ходившего ещё с Витусом Берингом, бурей занесло в небольшую гавань на камчатском побережье. Бот возвращался из экспедиции к Алеутским островам, которая была организована богатым иркутским купцом Иваном Бечевиным. По возвращении из плавания в Охотск, Пушкарёв доставил чертёж и сообщил первые гидрографические сведения об открытой бухте Тимофею Шмалёву – администратору и исследователю края, который через несколько лет дал бухте название «Святого архистратига Гавриила». В пояснении к карте Камчатки, составленной в 1764-1765 годах, Шмалёв подчёркивает, что название бухте дано в честь зимовки в ней «судна «Св. Гавриил», бывшего компании иркутского купца Ивана Бечевина». Сам же Бечевин до возвращения судна не дожил. Начавшееся в 1759 году следствие против него по надуманному обвинению и пытки подорвали здоровье Ивана Степановича и явились причиной его смерти в декабре этого же года. Название, данное бухте Тимофеем Шмалёвым, не прижилось. Уже в конце XVIII века мореходы начали именовать её по фамилии владельца судна «Св. Гавриил» и организатора экспедиции Ивана Бечевина. Много исследователей побывали затем в этой бухте. В 1791 году морскую съёмку здесь осуществил известный русский мореплаватель и гидрограф Гавриил Сарычев. В 1830 году этот район был описан капитаном корпуса флотских штурманов Петром Ильиным. В 1900 году бухту обследовал владивостокский шкипер Фридольф Гек, который составил план бухты.
Новой эпохой в истории бухты Бечевинской стало освоение её берегов для строительства базы подводных лодок в середине XX века. «Крёстным отцом» нового гарнизона стал тогдашний Главком ВМФ СССР Сергей Георгиевич Горшков. Он лично посещал бухту и даже некоторое время жил там – на краю берегового обрыва в деревянном сарае, который сохранялся практически до конца существования гарнизона. В короткие сроки строители возвели первые три жилых дома. Нумерация домов впредь соответствовала очередности их строительства. В первом четырёхэтажном доме разместилось общежитие и за ним прочно закрепилось название «чудильник». Второй дом предназначался для семей офицеров и был трёхэтажным. Третий жилой дом в четыре этажа возвели поодаль, рядом с сараем Горшкова. С правого торца здания пристроили продуктовый магазин. Были построены и другие первоочередные объекты инфраструктуры пункта базирования: штаб, казармы, камбуз, гараж, котельная, складские помещения, дизельная подстанция. Имелся топливный склад недалеко от места первоначального размещения плавпирсов. Впоследствии причальный фронт был перестроен на новом месте, ближе к выходу из бухты. Сухопутного сообщения с «большой землёй» не было. Примерно один раз в неделю из «города» (так именовался Петропавловск-Камчатский) приходил «транспорт» – переоборудованное из морского буксира транспортно-пассажирское судно «Авача». Иногда, когда «Авача» была на ремонте, в посёлок приходила аналогичная «Олонка». Утром, после ночной разгрузки, «транспорт» уходил обратно, а у продуктового магазина выстраивалась очередь. Все привезённые продукты разбирались буквально в несколько часов! В остальное время в ассортименте магазина преобладали хлеб с местной хлебопекарни и всем надоевшие консервы. Иногда, по срочному вызову, прилетал из города вертолёт. Он же привозил в гарнизон высокое начальство. Вскоре были построены и другие дома посёлка: над третьим домом был построен четвёртый, поодаль, напротив вертолётной площадки – пятый. Над четвёртым домом стоял шестой, к правому торцу которого были пристроены почта и магазин. Имелся и клуб с пристройкой для оркестра, но он сгорел, примерно, в 1987 году. Первоначально в посёлке имелась школа-восьмилетка, а детский сад размещался в первом доме. Из соображений режима секретности в документах не позволялось использовать географическое название бухты. Было придумано новое, «открытое» наименование – бухта Финвал. Чаще место в официальной переписке именовалось по номеру почтового отделения – Петропавловск-Камчатский-54. Первоначально в бухте Бечевинской-Финвал базировался дивизион подводных лодок из пяти единиц 641 проекта, сформированный из подводных лодок, перешедших по Северному Морскому пути с Северного флота. Но в августе 1971 года в бухту Бечевинскую была переведена 182-я бригада дизельных подводных лодок из бухты Крашенинникова, после чего бригада стала именоваться «отдельной». В начале 80-х годов началось перевооружение бригады на подводные лодки 877 проекта, которые в обиходе именовали «Варшавянками», или просто – «Варшавы». С поступлением новых кораблей начался очередной этап строительства гарнизона. Для вновь прибывших экипажей был заложен и вскоре построен многоэтажный седьмой дом. Школа-восьмилетка была преобразована в среднюю школу-десятилетку и в 1985 году переехала в новое здание с большими классами, просторными рекреациями и огромным спортзалом. В прежнее одноэтажное здание школы был переведен детсад. Через три года после седьмого дома был построен и аналогичный восьмой дом. Конец гарнизону наступил в период так называемых «реформ» в 1996 году – новой России было непосильно содержать проекты подобного рода. Имущество отдалённого гарнизона, попавшего под сокращение, надлежало перевезти на новое место в кратчайший срок. Для военного имущества были выделены танкодесантные корабли. Как и каким образом будет перевезен скарб и личные вещи семей, людей «наверху» заботило мало. Обещанные контейнеры не были выделены – мебель, ящики и чемоданы перевозили прямо кучами на палубе «Авачи». Оставаться там было нельзя – отопление и электроснабжение отключили. Бригада лодок была перебазирована в Завойко, а ещё через 6 лет – в бухту Крашенинникова, откуда, по сути, она и пришла в Бечевинку. А здания и сооружения военного городка № 52 «Бечевинский» были списаны со счетов Министерства Обороны России в установленном порядке. В течение нескольких лет после расформирования гарнизона, сюда и морем, и воздухом добирались все, кому не лень и вывозили всё, что можно было использовать в хозяйстве или продать. Поэтому целыми в домах остались, разве что, чугунные ванны. Больше двадцати лет на берегах бухты иногда появлялись рыбаки, охотники и любопытные путешественники. С развитием туризма на Камчатке стали популярны рыболовные туры в Бечевинку на ловлю палтуса, с посещением заброшенного посёлка подводников.
В 2017-м году ПАО «Новатэк», после успешного запуска проекта «Ямал СПГ», вышло на международный рынок сжиженного природного газа. Тогда же с властями Камчатского края было подписано соглашение о строительстве в бухте Бечевинской крупного морского комплекса по его перегрузке. Мощность терминала составит около 21 млн. тонн в год с дальнейшим увеличение в два раза. Предполагается, что в порт ежемесячно будет заходить порядка 20 танкеров ледового класса (Arc7), которые будут доставлять СПГ по Северному морскому пути (СМП) с арктических месторождений к берегам Камчатки. Газ, после перегрузки через плавучее хранилище или методом «борт в борт», на обычных газовозах пойдёт в страны Азии. ПАО «Новатэк» рассчитывает сдать объект в эксплуатацию до конца 2023 года. На данный момент завершено строительство гидротехнических сооружений и административного здания, а также двух рейдовых мест для перегрузки СПГ. Первое из двух плавучих хранилищ уже доставлено в бухту. «Коряк ПХГ» – несамоходное сооружение длиной 400 м, шириной 60 м и осадкой 12,2 м, вместимостью 360 тысяч куб. м газа. По проекту в состав комплекса войдут два таких ПХГ.
С Бечевинкой, бухтой Финвал, Петропавлоском-Камчатким-54 у меня связано всё детство. С 1980 по 1991 я жил здесь с родителями, закончил школу. До этого лета был здесь в 1995 году, почти 30 лет назад. И все эти годы мечтал вернуться хотя бы ненадолго. Как и многим, кто провёл здесь хоть несколько лет своей жизни, мне часто снились родные сопки, дома, люди. А в реале постоянно просматривал фотографии и видеосюжеты тех, кому удалось сюда добраться. С каждым годом картина становилась всё безрадостнее, а желание успеть доехать всё больше крепло. В этом году мечта сбылась! От «города» нас докинули до Бечевинки на моторной лодке, и мы провели почти трое суток в безумной по красоте бухте, среди заброшенных зданий гарнизона. Прошлись по знакомым мне с детства улицам, посетили все квартиры, в которых я жил, сходили в школу и магазин... А ещё мы изучали следы и прочие «продукты» жизнедеятельности медведей, ловили рыбу и крабов, прокатились по соседним бухтам. Поразительная природа бухты Бечевинской всем запоминается, кто здесь хоть раз побывал.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: