В 1867 году молодой бельгийский инженер, путешествуя по американскому континенту, удивленный разветвленной сеткой железных дорог, задался вопросом, а чем же Европа хуже?
Вернувшись домой, Жорж Нагельмакерс, так звали молодого человека, решил реализовать на практике свое видение поезда будущего. И вот В 1870 году была основана компания Internationale des Wagons-Lits, основным спонсором и акционером которой стал король Бельгии Леопольд 2. Главной идеей новой концепции железнодорожных перевозок этой компании стало стремление к гламуру и комфорту. Дизайн вагонов и программа путешествия ставились во главу угла. Было перепробовано несколько версий дизайна вагонов. 4 октября 1883 года первый состав «Восточного экспресса» отправился от Восточного вокзала Парижа, положив начало новому типу путешествий, который за почти 100-летнее существование оброс мифами, тайнами и необычными историями.
Стоило это дорого. За что люди выкладывали такие большие суммы? Отделка из отполированного дерева, кожаные диваны, бархатные подушки, шелковые занавески. Это деликатесные блюда различной кухни, в зависимости от той страны, которую сейчас проезжаем; это фольклёрные выступления на остановках; это дресс-код для пассажиров; и, наконец, это возможность потешить свое самолюбие, побыть в компании таких же самолюбцев.
Пассажирами необычного поезда, следовавшего из Парижа в Стамбул в свое время были император Франц-Иосиф, Елизавета II, Агата Кристи, Марлен Дитрих, Шарль де Голль, Лев Толстой, Сергей Дягилев.
Orient Express прославится в романах «Убийство в Восточном экспрессе», «Стамбульский экспресс», «Если наступит завтра», «Из России с любовью». Некоторые из них были экранизированы.
Первая мировая война ненадолго прервала историю. Некоторые вагоны были конфискованы странами Тройственного союза (Германия, Австрия, Турция). Возобновилось сообщение в 1920. Во время Рурского конфликта 23 года, движение по одному из туннелей в Альпах пришлось прервать и прокладывать маршрут через южные Альпы. Он стал называться «Arlberg Orient Express», когда как старый маршрут получил название «Simplon-Orient-Express».
Вторая мировая война надолго остановила движение элитного поезда. После нее поезда оказались разбросаны по разным странам, многие разрушены. И постепенно в конце 40-х Восточный экспресс теряет свое гламурное великолепие и становится просто средством передвижения между странами. Другие вагоны – другое настроение. Постепенно люди начинают пользоваться самолетами, и железнодорожное сообщение перестает окупаться. Классический маршрут Париж-Стамбул просуществовал до 1977 года. Затем запускались только туристические версии по укороченным маршрутам.
Причем тут Сербия? – спросите вы. Хорошо, перейдем к географии.
Самый первые поезда шли через Румынию, переправлялись на пароме через Дунай и достигали Стамбула. Но в 1888 году Болгария проложила широкую колею через Балканские горы, соединив Софию и Димитровград (сейчас это Сербия, а тогда город назывался Цариброд), а по сербской земле рельсы уже шли до города Ниш и затем Белграда. Таким образом замкнулся полностью сухопутный маршрут.
И тут наступает наш черёд становиться пассажиром Восточного экспресса. Между Нишем и Димитроградом путь лежит через Сичевачское ущелье, горный район, прорезаемый рекой Нишавой, вдоль которой и проложены рельсы. В это ущелье мы вас и приглашаем.
Здесь сохранились объекты, которые существовали в первые десятилетия 20 века, которые наблюдали пассажиры из окон гламурного поезда, и которые не изменились (почти) за последние 100 лет. Теперь вы как будто пассажир Orient Express, только едете на машине, идете по шпалам и даже наблюдаете с высоты.
Прежде всего – это электростанции и их плотины. В 1908 году на Нишаве возводится еще одна гидроэлектростанция «Света Петка», по имени монастыря, стоящего рядом. Это третья станция, основанная на принципах переменного тока Николы Теслы. Сербия была ведущей страной Европы по внедрению гидроэлектростанций в первой половине 20 века. Станция изначально давала электричество в Ниш, но сейчас освещаются только окрестные деревни. И да, спустя 100 лет, система продолжает давать свет. Конструкция станций у сербов отличаются от российских, но об этом лучше в другом тайнике.
Плотина второй электростанций – шедевр. Это стена средневекового замка с башнями. Жаль нельзя пройти между башнями – закрыто на замок. Поезд проезжает мимо в 20 метрах. В низкую воду можно перейти вброд Нишаву и посмотреть, что там, на другом берегу кроме скал. Гидроэлектростанция называется Сичева.
Два больших монастыря, упомянутый Святого Петки и Богородицы, и множество церквей расположены по берегам Нишавы и на возвышенности скал.
Ну и, конечно, обзорные площадки. Здесь они специфично расположены в населенных пунктах на возвышенностях. Две из них рекомендую посетить, они как раз дают вид на плотину и каньон Градистан.
Если обратиться в древнюю историю, то на месте железной дороги раньше проходила древнеримская дорога, соединяющая города Наис (Ниш) и Ремезиану (Белу Паланку).
Каякинг, парапланеризм, скалолазание, хайкинг – вот неполный перечень туристических активностей, предлагаемых здесь. Напомню, что Сичевачское ущелье – второе по длине после знаменитого Джердапского.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: