20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города.
С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
В 2016 году Самара получила звание «Город трудовой и боевой славы». Это звание местного значения, принятое на местном уровне. Был учрежден памятный знак, который вручали ветеранам. А статус «Город трудовой доблести» Самаре присвоили в июле 2020 года. И она стала одним из первых городов, получивших это звание. Памятный камень на месте будущей стелы заложили 1 мая 2021 года.
10 декабря 2021 года состоялось торжественное открытие стелы. Памятный знак, посвященный подвигу жителей «запасной столицы» в годы войны, видно издалека и со всех сторон. Самарская стела высотой в 26,5 метров выполнена из стекла и металла. Обрамляют конструкцию 10 информационных пилонов, выполненных в технике графического коллажа. На центральной части монумента – изображение «летающего танка» – легендарного самолета Ил-2 и военного парада, который прошел в 1941 году на площади имени В. В. Куйбышева. На пилонах – информация о памятных датах, основных событиях военных лет, подвигах жителей города и снимки тех времён. В рамках торжественного открытия стелы на Аллее трудовой славы была организована выставка военной техники времён Великой Отечественной войны.
Куйбышев внёс огромный вклад в Великую Победу. Именно этот город стал «запасной столицей»: сюда были эвакуированы Правительство, Верховный Совет СССР, многие наркоматы, весь дипломатический корпус, Большой театр СССР, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, Ленинградский драматический театр и многие другие учреждения.
Легендарный парад в честь 24 годовщины Октябрьской революции проходил в трёх городах Советского Союза – в Москве, Воронеже и Куйбышеве. Однако самая большая и мощная колонна прошла именно здесь. Ради этого парада, многие дивизии были целенаправленно переброшены в Куйбышев из восточных регионов страны.
Небольшой до войны город с населением в 390 000 человек принял огромное количество эвакуированных: в сентябре 1941 года в нём проживало уже около 700 000 человек. В Куйбышевскую область было эвакуировано около 1500 организаций, в том числе 60 крупных промышленных предприятий. Здесь была построена самая мощная в мире радиостанция имени Коминтерна, и именно отсюда «главный голос Советского Союза» – Юрий Левитан – произносил своё знаменитое: «Внимание! Говорит Москва!!!».
Куйбышев стал центром военного авиастроения. Сюда были перемещены ОКБ Ильюшина и авиазаводы из западных частей страны – Авиазавод № 1, моторостроительный № 24 из Москвы, завод № 18 из Воронежа, «Авиаагрегат» из Ступино. Дополнительно в регионе построили – завод авиационного вооружения № 525, агрегатный завод № 35, завод гидроавтоматики № 305, завод аэродромного оборудования № 454, завод самолётных бронекорпусов № 207. Такая концентрация ресурсов позволила в короткие сроки нарастить производство авиационной техники. В области выпускали авиационные винты (за годы войны произведено 90 тыс. штук), моторы для самолёта штурмовика ИЛ-2, сами штурмовики ИЛ-2 (всего был произведен 66681 самолёт, то есть штурмовики выпускались со скоростью 15 самолётов в день). Кроме того, с конвейеров сошли, и в войска были отправлены 3122 самолёта МиГ-3. В Куйбышев была перебазирована 1-я Западная авиационная бригада из Воронежа. Кроме того, из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженерно-технический состав и лётчиков.
Хотя Куйбышев более всего прославился именно «крыльями Победы», не менее важной была для страны и продукция других предприятий. Подшипниковые заводы выпустили за годы войны миллионы подшипников для танков, миномёты, снаряды и гильзы, гранаты. На заводе им. Масленникова делали реактивные снаряды для знаменитой БМ-13 – «Катюши», а также другие боеприпасы для всех родов войск. Завод № 24 им. Фрунзе производил моторы не только для истребительной авиации, но и для торпедных и бронекатеров ВМФ. В 1942 году на базе эвакуированных из Ленинграда цехов по производству дымного пороха и бикфордова шнура (завод № 52) в посёлке Петра-Дубрава заработал пороховой завод «Коммунар» (в военное время именовался заводом № 676). Даже на Куйбышевской макаронной фабрике, помимо макарон, изготавливались патронные гильзы, а в ремонтных мастерских трамвайного депо – снаряды для «Катюш».
Из эвакуированных ленинградского и московского заводов был образован Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК). В годы войны он выпускал карбюраторы различных типов для танков и автомобилей, генераторы, стартеры, распределители, регуляторы, свечи, катушки зажигания и т.д. Его продукция отправлялась в «танкоград» Челябинск, на предприятия Горького, Ульяновска и др. На заводе «Красный химик» в 1942 году срочно развёрнут выпуск химически чистого мела, необходимого в технологии производства каучука. Такое производство в годы войны было единственным в стране. Завод также выпускал различные виды мыла, которое поставлялось в основном, в воинские части, госпитали, больницы. Завод № 4 НКВД ремонтировал различное оборудование, которое потом направлялось на строительство или восстановление стратегически важных объектов.
Чрезвычайно сложной была проблема топлива. Особенно большая потребность была в нефти, которая использовалась не только как топливо, но и как сырьё для выработки горюче-смазочных материалов, необходимых фронту. Активно развивалась добыча и переработка нефти. В области в 1942 году было добыто «чёрного золота» в 2,7 раза больше, чем в 1940 году, и в 1,3 раза больше, чем в 1941 году. Добыча нефти в 1945 году против 1940 года увеличилась в 4,7 раза. Среднее Поволжье стали называть «вторым Баку». В рекордно короткий срок были построены Сызранский нефтеперегонный завод. Первый эшелон бензина, полученного на заводе 20 июля 1942 года, был направлен на Сталинградский фронт. Более тысячи танков ежесуточно заправлялись куйбышевским топливом. В 1943 году началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.
Трудовой героизм рабочих и запуск новых предприятий позволили увеличить объёмы призводства промышленной продукции: в области в 1942 году, по сравнению с 1940 годом – в 5,1 раза, а по городу Куйбышеву – в 7,4 раза. И это при том, что из-за массовой мобилизации мужчин в армию, работали на предприятиях, в основном, женщины и подростки. Так, процент женщин в промышленности Куйбышевской области возрос до 62,1% уже к 1 сентября 1942 года. На предприятиях области к началу 1943 года молодёжь до 25 лет составляла 60-75% рабочего состава. Поэтому руководство промышленных предприятий в трудное военное время начало строительство целых городков молодёжных общежитий. Такие юнгородки (как их стали называть) имели авиационный и моторостроительный заводы.
За годы войны были произведены 20 000 бронекорпусов для Ил-2 и 4000 бронекорпусов для Ил-10. Заводы изготовили около 16 000 различных элементов бронезащиты для самолётов. Также были изготовлены каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд! Немало для Великой Победы сделали и речники: только в навигацию 1942 года речники Средневолжского речного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами. За трудовые подвиги многие городские предприятия награждались государственными наградами, им неоднократно вручались переходящие Красные знамена ГКО.
Область помогала фронту всем, чем могла: помимо вышеназванного, постоянно собирались дополнительные средства на строительство танковых колонн и эскадрилий самолётов (от трудящихся Куйбышевской области поступило в Фонд Обороны 1 млрд. 395 млн. 991 тыс. рублей), собирались и отправлялись на фронт для бойцов Красной Армии продукты, сотни тысяч тёплых вещей и подарков. Массовым стало донорство крови для фронта и госпиталей тыла (её в области сдали 29 тысяч литров!). Госпитали области приняли и поставили на ноги тысячи раненых красноармейцев. В куйбышевские учебные заведения были направлены тысячи эвакуированных детей из Ленинграда, Смоленщины, других областей. С 1942 года оказывалась помощь областям и городам, освобождённым от фашистской оккупации (Московской, Тульской, Курской, Смоленской, Таганрогу, Ростову-на-Дону и др.).
В период Великой Отечественной войны Куйбышев стал не только крупным промышленным узлом, но и крупным медицинским центром. Здесь было открыто 54 госпиталя, лечение в которых прошли сотни раненых бойцов. 98,9% раненых врачам удалось спасти. Медики получили здания, прежде не имевшие отношения к медицине. Чтобы обустроить в опустевших классах палаты и операционные, пришлось завозить всё – от шприцов и хирургических инструментов до матрасов и тарелок. Тем не менее, школы превращались в госпитали всего за несколько недель. Так врачи «запасной столицы» совершали свои первые трудовые подвиги. Во время Великой Отечественной сотрудниками Куйбышевского мединститута были изданы 482 научные работы. Мощная медицинская школа, созданная в «запасной столице», вывела куйбышевский медицинский ВУЗ на одно из первых мест в стране.
P.S. Через некоторое время после создания тайника в Самаре был найден весьма неплохой мурал на эту же тему.
«Самара – город Трудовой Доблести» нарисован на стене дома 146 по улице Победы. Рисунок выполнен в стилистике советского плаката и отражает жизнь Куйбышева в годы войны. Центральное место занимает женский образ, похожий на Родину-Мать с известного плаката. За ней в виде кадров кинохроники можно увидеть образы эвакуации заводов в Куйбышев, рабочих на этих заводах, штурмовиков Ил-2, которые производились в городе, и театра оперы и балета, в котором состоялось премьерное исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Автор эскиза – самарский художник Алексей Маркевич. Художник-исполнитель – Михаил Ушаков.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: