20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин. Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города.
С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 63 населённых пункта.
Коломна стала первым городом Подмосковья, получившим почётное звание. 17 декабря 2021 года в Мемориальном парке состоялось торжественное открытие памятной стелы в честь присвоения Коломне звания «Город трудовой доблести». Открытие стелы пришлось на дни декабря, когда отмечалось 80-летие контрнаступления под Москвой. Участниками открытия мемориального комплекса стали ветераны, дети и внуки коломенских тружеников тыла, представители предприятий и учреждений, учебных заведений, воины Коломенского гарнизона, общественники, почётные гости. К основанию стелы были возложены цветы и «Гирлянда славы». Воины проследовали торжественным маршем и ознаменовали важное для города событие ружейным салютом. Композиция «Город трудовой доблести» состоит из семи частей и напоминает осколки снаряда – в центре размещена 17-метровая стела, вокруг нее – 6 гранитных плит. На боковых пилонах изображены коломенцы и жизнь города в годы Великой Отечественной войны.
С первого дня войны жители Коломны принялись работать с удвоенной энергией, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Летом 1941 года в организованный Фонд обороны от жителей Коломны поступило 1100 тонн чёрного и 25 тонн цветного металла, собранного молодежью города. А также облигации займов населения на 1 296 110 рублей, 181,8 грамма золота, некоторое количество серебра и 1 189 405 рублей наличными деньгами. Коллектив машиностроительного завода, паровозные бригады депо Голутвин, рабочие патефонного завода внесли в фонд обороны однодневный заработок. Население города начало сбор средств на колонны бронепоездов. За короткое время сдали более миллиона рублей и передали в Фонд обороны. В начале осени 1941 года фронтовикам было отправлено около 200 посылок с тёплыми вещами и подарками. С 19 октября 1941-го по 1 апреля 1943 года Коломна находилась в пределах тыловых границ Западного фронта. Постановлением Государственного комитета обороны от 22 октября 1941 г. No 830 был образован Коломенский городской комитет обороны – город фактически стал прифронтовым. Основной задачей комитета было строительство оборонительного рубежа общей протяженностью 132 км, проходивший по левому берегу Москвы-реки, на пути возможного наступления фашистов на Москву с юго-западного направления. От Москвы-реки в районе деревни Бакунино и до реки Оки у посёлка имени Кирова было вырыто 12 км противотанковых рвов, в районе создан лесной завал длиной 55,4 км. Более 7 тыс. жителей города ежедневно трудилось на строительстве Коломенского укрепленного рубежа (УР) No 65.
Промышленность Коломны перешла на выпуск военной продукции в считанные дни и предприятия стали работать в две смены по 11 часов.
Коломенский машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева и раньше выпускал продукцию военного назначения – с 1934 года массово изготавливались судовые дизели 38В-8, устанавливавшиеся на подводные лодки серии «Щ». 22 июня 1941 года в резолюции митинга, состоявшегося на Коломзаводе, было записано: «Превратим каждый цех в крепость обороны!». Постановлением ГКО СССР от 20 июля 1941 года № 222сс основной продукцией завода стали бронекорпуса для советских лёгких танков Т-30, Т-40 и Т-60. В октябре 1941 года на заводе предполагалось запустить конвейер по выпуску готовых танков, однако приближение фронта потребовало перевода важных производств вглубь страны. Так, 9 октября 1941 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО № 752сс об эвакуации танковых заводов из Москвы и области, в том числе танкового производства Коломенского машиностроительного завода. Новым местом дислокации Коломенского завода стал г. Киров. Из Коломны в Киров на базу небольшого машиностроительного завода им. 1 Мая было отправлено большое количество оборудования, материалов и, самое главное, квалифицированных рабочих. Одной из первых проблем на новом месте стали ограниченные производственные площади завода им. 1 Мая – в семь раз меньше коломенских. Также проблемным оказалось слабое энергохозяйство, которое не могло обеспечить электроэнергией прибывший машиностроительный гигант. Эту проблему пришлось решать сотрудникам Коломенского завода. Решение было найдено быстро – из Коломны привезли мощные судовые дизели Д1, которые и стали основой новой заводской электростанции. Оперативный монтаж оборудования и развёртывание производственных мощностей на заводе в Кирове позволил наладить, а впоследствии нарастит объёмы выпуска танков и артиллерийских самоходных установок. Работая в Кирове (январь 1942 – август 1944), завод поставил Красной армии: танки Т-60 – 550 шт.; танки Т-70 – 1 408 шт.; реактивные установки БМ-13 «Катюша» – 1 519 шт.; установки БМ-8 (на базе танка Т-60) – 160 шт.; САУ СУ-12 – 419 шт.; САУ СУ-76 – 823 шт.; головка снаряда М-30 – 22 120 шт.; головка снаряда М-20-54 – 720 шт.; головка снаряда М-31 – 58 807 шт., а также другое снаряжение. После эвакуации основной танковой линии на оставшемся производстве в Коломенском машиностроительном заводе было организовано и налажено производство различных видов боеприпасов и снаряжения, противотанковых ежей, ремонтировали военную технику. Так, в период создания оборонительных рубежей под Москвой специалистами завода изготовлено 2 200 ежей, более 500 колпаков-башен для пулеметных точек, 13 200 экземпляров различного инструмента. После снятия угрозы захвата столицы на заводе стали набирать обороты линии по выпуску различной номенклатуры боеприпасов, а также по капитальному ремонту подбитой бронетехники. Первые эшелоны с искореженными танками и САУ пришли в Коломну поздней осенью 1941 года Ветераны завода вспоминали, что при разгрузке техники были случаи обнаружения тел погибших бойцов. В июле 1941 года на предприятии было начато строительство особого бронепоезда № 1 «За Сталина!», команда которого была сформирована из рабочих завода, а зимой 1942 года сдали второй бронепоезд – «Коломенский рабочий». С 1943 года завод также начал производить металлургическое и шахтное оборудование, изготавливал дизель-молоты и запасные части для электростанций.
В первые дни войны другое крупное коломенское промышленное предприятие – завод № 4 им. К.Е. Ворошилова (более известен как завод тяжёлого станкостроения) – по заданию Наркомата вооружения стало интенсивно наращивать выпуск 37-мм и 25-мм автоматических зенитных пушек. При этом ряд составных частей, до войны поставляемых от предприятий-снежников, пришлось выпускать самим, а также запускать выпуск на соседнем Коломзаводе. В сложный период октября 1941 года завод № 4 был эвакуирован в Красноярск, на территорию Красноярского завода шахтного оборудования. Цеха завода не могли вместить большое количество прибывших металлообрабатывающих станков и оснастки, поэтому часть станков устанавливать и запускать в работу под открытым небом и только потом строить стены и крыши. Это позволило в минимальные сроки наладить выпуск жизненно необходимой для фронта военной продукции. С налаживанием поточного производства зениток в Красноярске завод № 4 начал выпускать ещё и разработанный 120-мм упрощённый миномёт образца 1941 года. Миномёт оказался очень удачным – по своим боевым качествам ни в чем не уступал однотипному миномету образца 1938 года, а экономия в его изготовлении превышала старый в 1,8 раза. Со второй половины ноября 1941 года на части территории эвакуированного завода No 4 начали устраивать мастерские для ремонта зенитных и противотанковых орудий. В годы войны на коломенской площадке завода No 4 было отремонтировано более 1 тыс. орудий. В 1943 году было принято решение оставить завод No 4 им. К.Е. Ворошилова в Красноярске, а на его территории в Коломне образовать завод № 79 по выпуску противотанковых пушек. В июле 1944 года завод No 79 приступил к серийному производству противотанковой 37-мм почти без откатной авиадесантной пушки ЧК-М1 образца 1944 года В 1944 году завод № 79 изготовил 25 пушек, а в 1945 году – 157. Всего в Коломне было выпущено 182 пушки из 472. Остальные 290 пушек выпустил Ижевский завод № 74.
На патефонном заводе Коломны с первых дней войны параллельно действовали два потока: до исчерпания незавершенного производства выпускались патефоны, а также пружины для автомата ППШ, взрыватели к к артиллерийским снарядам, авиабомбам и торпедам. К ноябрю 1941 года предприятие эвакуировали на восток в Белово Новосибирской области (с 1943 года – Кемеровской области), а на оставшихся мощностях приступили к изготовлению котелков и кружек.В эвакуацию было выведено 114 вагонов с оборудованием и материалами, а также более 500 специалистов завода. Оставшийся небольшой коллектив освоил выпуск печек-времянок и армейских термосов. В августе 1942 года руководством страны было принято решение о перебазировании на производственные территории Коломенского патефонного завода оборудования Ленинградского завода текстильного машиностроения им. Ф. Энгельса (г. Волхов). Первые вагоны с рабочими и станками были доставлены из Волхова в Коломну в начале осени 1942 года. Весной 1943 года на патефонном заводе были сформированы специальные бригады из опытных рабочих, которые были командированы в блокадный Ленинград на территорию завода им. Ф. Энгельса для демонтажа оставшегося оборудования. Все лето 1943 года в Ленинграде коломенские рабочие демонтировали станки, оснастку и другое оборудование и отправляли в Коломну. К 1 апреля 1944 года в цехах и отделах перебазированного в Коломну Ленинградского завода текстильного машиностроения работало 1 789 человек. Первыми изделиями завода были мины и миновзрыватели, затем он переключился на производство «мирной» продукции: стал выпускать детали и веретёна для текстильной промышленности страны – концу 1943 года завод сумел изготовить первые 10 тыс. верётен.
Уже во время войны постановлением ГКО за № 1576 от 11 апреля 1942 года в Коломне было создано уникальное предприятие – Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии под руководством выдающегося конструктора-миномётчика Б.И. Шавырина. Предприятие занималось конструированием, испытаниями, налаживанием производства и освоением в войсках миномётного оружия. Большинство типов советских миномётов, принимавших участие в Великой Отечественной войне, были разработаны конструкторским коллективом СКБ Конструктивно-технологические решения, разработанные коллективом СКБ, обеспечили быстрое развёртывание производственных линий по потоковому серийному производству миномётов. Это предопределило успехи советской промышленности в производстве столь необходимого вооружения для фронта. Конструктор ракетных комплексов С.П. Непобедимый подчеркнул: «За время войны советская промышленность поставила в действующую армию почти 350 тысяч миномётов, а немецкая армия получила только около 70 тысяч миномётов, то есть в 5 раз меньше».
На территории научно-исследовательского полигона стрелкового вооружения (НИПСВО), работавшего в пригороде Коломны – Щурово, испытывали и разрабатывали многие образцы вооружения, противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, пистолет-пулемёт системы Судаева ППС-43 – лучший пистолет-пулемёт Второй мировой войны, СГ-43. Выпускали миномёты. Разрабатывали тяжёлые орудия калибров 160 и 240 мм. Усовершенствовали средние миномёты калибров 82, 107 и 120 мм, создавали универсальные орудия для стрельбы и настильным и навесным огнём, миномётными и бомбомётными установками для морских судов. С 1943 года на полигоне велись работы по созданию нового стрелкового оружия под промежуточный 7,62-мм патрон. Одним из разработчиков был старший сержант М.Калашников, который с октября 1944 года здесь сконструировал несколько образцов стрелкового вооружения, в том числе вой знаменитый автомат АК-47.
В ремонтном цехе депо Голутвин сваривали и отправляли на фронт противотанковые ежи, ремонтировали миномёты, тракторы, мотоциклы. Для восстановления железнодорожного движения в освобождённых районах коллектив депо отремонтировал 220 паровозов. В июле 1941 года в Коломну стали поступать раненые. На территории города и района было развернуто около 30 госпиталей. Они располагались в школах и дворцах культуры. В 1942 году был получен хороший урожай. В 1943 году на полях Коломенского района работало свыше двух тысяч юношей и девушек. В 1944 году Коломенский район сдал государству сверх плана 4,5 тысячи тонн сельскохозяйственной продукции.
Всего коломенскими предприятиями было сделано два и отремонтировано несколько бронепоездов, изготовлено 2 миллиона мин и снарядов, 900 тысяч авиабомб, 75 тысяч деталей для реактивных установок, 100 реактивных установок «Катюша», отремонтировано 300 танков, более 1000 артиллерийских орудий, 1200 пулеметов, 600 тысяч винтовок, на швейной фабрике сшито более 630 тысяч комплектов обмундирования. Трудящиеся Коломенского района собрали и направили на фронт 14 645 штук тёплых вещей, 21 100 подарков, подписка на военный заём составила 27 705 000 рублей, на денежно-вещевую лотерею – 11 501 000 рублей, на строительство танковой колонны и бронепоезда – 7 564 000 рублей. Предприятия Коломны сумели изготовить для оборонительных сооружений 13 200 штук различного инструмента, 2200 ежей, более 500 колпаков-башен. За вклад в оборону Москвы 1227 коломенцев были награждены медалью «За оборону Москвы». За строительство оборонительных сооружений и выполнение правительственных заданий, связанных с защитой столицы, орденами и медалями были награждены 5000 тружеников Коломны и района. Героический труд конструкторов, инженеров и рабочих был отмечен многими орденами и медалями. За создание новой техники в годы Великой Отечественной войны 24 труженика тыла стали лауреатами Сталинской премии. После войны звания Героя Социалистического Труда были удостоены 14 тружеников тыла. Звания Героя Социали стического Труда был удостоен и директор Коломенского машиностроительного завода в предвоенные годы, в годы войны – народный комиссар танковой промышленности В.А. Малышев.
Статьи: 1. Коломна – город трудовой доблести: вклад в Великую Победу / Сергомасов М.Ю., Казанцева Г.В., Басов Б.В. // Вопросы истории. – 2022. – № 9-1. – С. 44-53. 2. Коломенский машиностроительный завод в 1927-1945гг.: производство дизелей подводных лодок / Сергомасов М.Ю., Казанцева Г.В., Мурзак Н.А. // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 11 (137). – С. 17-21. 3. Промышленность города трудовой доблести Коломна в годы Великой Отечественной войны / Никандров А.Ю., Панкратова С.А. // В сборнике: Романовские чтения - 16. Сборник статей Международной научной конференции. Могилев, 2023. – С. 119-120.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: