Автор: -nz-
Создан: 06.08.2023
Опубликован: 13.08.2023
(отредактирован: 22.08.2023)
Компаньоны: жена
Описание окружающей местности
Цфат (ивр. צפָת; араб. صفد — Ṣafad, в русской традиции — Сафед) — город в Северном округе Израиля, один из четырёх священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном.
Находится на высоте 900 м над уровнем моря, на вершине одной из гор Верхней Галилеи. Считается самым высокогорным городом Израиля. Расстояние до Хайфы — 75 км, до Тель-Авива — примерно 160 км, до Иерусалима — около 200 км. С высоты, на которой находится город, открывается удивительно красивый вид, причём на юго-востоке можно наблюдать Тивериадское озеро, на западе — Средиземное море и на севере — покрытую снегами вершину Хермон.
Цфат упоминался еще в Ветхом завете, а также в трудах Римского историка Иосифа Флавия.
После этого, в период крестоносцев, в Цфате был построен укрепелнный замок (руины которого сохранились до сих пор).
Цфат был укреплённым городом в Иерусалимском королевстве крестоносцев, известным под названием Сафет. В 1102 году рыцари Ордена госпитальеров, стремясь поставить под свой контроль стратегическую высоту, построили здесь большую крепость с двойной стеной, высота которой доходила до 28 метров, причем на наружной стене имеется 7 башен. Вокруг этой крепости и стал развиваться город. В 1240 г. Теобальд Наваррский, во время своего крестового похода в Святую землю, вёл переговоры с мусульманскими Айюбидами Дамаска и Египта и заключил договор с первыми против последних, согласно которому Иерусалимское королевство вновь получало сам Иерусалим плюс Вифлеем, Назарет и большую часть области Галилея со множеством крепостей Тамплиеров — таких, как Сафет.
В 1260 г. Бейбарс I объявил договор недействительным из-за франко-монгольских союзов, направленных против мусульман, и участия христиан в ближневосточном походе монголов и предпринял серию атак на крепости, расположенные в этом регионе, — в том числе на Сафет. В 1266 г. он истребил христианское тамплиерское население и превратил город в мусульманский, под названием Сафед или Сафат.
После массового изгнания евреев из Испании в 1492 году и вынужденного выезда из Португалии во избежание обращения в христианство сюда переселилась целая плеяда известнейших раввинов-мистиков, бежавших от преследования инквизиции. Среди них были каббалисты Моше Кордоверо, написавший в Цфате книги, посвященные скрытым сторонам Торы; раби Иосиф Каро, создавший фундаментальный свод еврейских законов «Шулхан арух»; композитор шаббатного гимна «Леха доди» Шломо Галеви Алкабец. В конце 1569 или в начале 1570 года в Цфат прибыл Ицхак Лурия. Приток сефардских евреев на протяжении XV—XVI веков, достигший своего пика в период правления султанов Сулеймана I и Селима II, превратил Цфат в глобальный центр еврейского образования и региональный центр торговли. В XVI—XVII веках Цфат обрёл славу как центр каббалы, или еврейского мистицизма. С этих пор Цфат становится священным городом для Иудеев.
Около Цфата находятся многочисленные могилы еврейских мудрецов прошлых времён. Одна из самых известных — могила Рашби, — раби Шимона бар Йохая и его сына. В годовщину его смерти — Лаг ба-Омер — в 33 день после первого дня Песаха на его могилу со своими чаяниями приходят сотни тысяч людей. Другая могила — раби Йонатана бен Узиэля находится в месте под названием Амука.
К началу арабо-израильской войны 1947-49 гг. город был местом жительства около 1 700 евреев, главным образом религиозных и престарелых, а также примерно 12 000 арабов. В феврале 1948 г. арабы-мусульмане атаковали еврейский автобус, пытавшийся добраться до Цфата, а еврейский квартал города подвергся осаде мусульманами. Находившиеся там британские войска не вмешались. Согласно Мартину Гильберту, запасы продовольствия стали заканчиваться. «Даже воды и муки отчаянно не хватало. Каждый день атаковавшие арабы продвигались ближе к сердцу еврейского квартала, систематически взрывая еврейские дома по мере своего наступления на центральную часть.»
16 апреля — в тот же день, когда британские войска эвакуировались из Цфата — 200 местных арабских милиционеров, при поддержке более 200 солдат арабской освободительной армии, попытались захватить еврейский квартал города. Они были отбиты еврейским гарнизоном, состоявшим из около 200 бойцов Хаганы, — мужчин и женщин, — усиленных взводом Пальмаха.
Арабская освободительная армия планировала захват всего города 10 мая, а в преддверии этого события разместила артиллерийские орудия на холме, прилегающем к еврейскому кварталу, и приступила к его обстрелу. 6 мая произошла наземная атака Пальмаха на арабскую часть Цфата, являвшаяся частью операции Йифтах. Первым этапом плана Пальмаха по захвату Цфата было обеспечение коридора через горы посредством занятия арабской деревни Бирья. Третьему батальону не удалось захватить главную цель — «цитадель», однако он в достаточной мере «напугал» арабское население, чтобы побудить к дальнейшему бегству, равно как к экстренным призывам о внешней помощи и попытке добиться перемирия.
Генеральный секретарь Арабской Лиги Абдул Рахман Хассан Аззам утверждал, что целью Плана Далет было изгнание жителей арабских деревень вдоль сирийской и ливанской границ — в особенности из мест, расположенных на дорогах, по которым в страну могли войти арабские регулярные войска. Он отметил, что Акко и Цфат находились в особой опасности Однако призывы о помощи были проигнорированы, и британцы — у которых теперь оставалось меньше недели до окончания мандата на Палестину — также не вмешались, дабы воспрепятствовать второй, и последней, атаке Хаганы, начавшейся вечером 9 мая с миномётного огня по ключевым точкам в Цфате. Вслед за огневой подготовкой пехота Пальмаха в ожесточённом бою захватила цитадель, Бейт Шалва и полицейский форт (тегарт) — три доминирующих здания Цфата. На протяжении 10 мая миномёты Хаганы продолжали бомбардировать арабские районы, что привело к пожарам в обозначенной зоне и на полевых складах горючего, которые в результате взорвались. «Пальмах 'намеренно оставил открытыми пути выхода для населения, чтобы „стимулировать“ его исход…'» Согласно Гилберту, "Арабы Цфата начали уходить, включая командующего арабскими силами Адиба Шишакли (позже премьер-министр Сирии). После изоляции полицейского форта на горе Канаан его защитники отступили без боя. Падение Цфата явилось ударом по моральному духу арабов по всему региону… При том что вторжение регулярных арабских армий в Палестину считалось неизбежным (как только через 11-12 дней британцы, наконец, уйдут) — многие арабы полагали, что благоразумие требует от них покинуть эти места до тех пор, пока евреи не будут побеждены и они не смогут вернуться в свои дома.
Около 12 000 (по некоторым оценкам, 15 000) бежали из Цфата и стали «тяжким бременем для арабской военной кампании». Среди них была семья родившегося в Цфате Президента Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса (Абу Мазена). Позже Абу Мазен вспоминал:
«…мы покинули город ночью и пешком направились к реке Иордан… а со временем поселились в Дамаске […] У людей было желание бежать… они боялись возмездия со стороны сионистских террористических группировок, особенно тех, которые действовали в самом Цфате. Те из нас, кто жил в Цфате, в особенности боялись, что евреи затаили старую жажду мести за то, что произошло во время восстания 1929 года. Это было в памяти наших семей и родителей … Люди понимали, что баланс сил изменился, и поэтому весь город был покинут на основании этого рационального выбора — ради спасения наших жизней и имущества».
К 11 мая 1948 г. город был полностью под контролем еврейских военизированных формирований. Остававшаяся часть арабского населения города была выселена
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: