Почти четыре десятилетия южная половина острова Сахалин была японской провинцией и называлась Карафуто. Столицей Карафуто был город Тоёхара (бывшее село Владимировка, ныне островная столица — Южно-Сахалинск). В течение сорока лет временные хозяева половины Сахалина вели активную хозяйственную деятельность — строили автомобильные и железные дороги, бумзаводы и шахты, добывали и перерабатывали рыбу и морепродукты. И строили город. Кое-что из японского наследия в Южно-Сахалинске дожило и до наших дней. Часть зданий остались в ведении министерства обороны, два используются как музеи — краеведческий и художественный.
До 1905 года на месте сегодняшнего Южно-Сахалинска находилось небольшое русское село Владимировка. Историки выяснили, что та самая русская Владимировка XIX века была основана на берегу реки Черной (ныне Красносельская), в междуречье рек Красносельской и Рогатки. Территориально первое поселение было основано в районе домов 9-53 по улице Ленина. Там же, где установлен нынешний памятник (https://geocaching.su/?pn=101&cid=29938), в XIX веке было селение под названием Ближнее. В японский период оно было переименовано в Ойваке, а в 1947-м — названо Владимировкой.
Весной 1906 года началось строительство нового японского поселения, расположенного неподалеку от южной окраины старой Владимировки. Автором планировки административного центра Карафуто стал выпускник сельскохозяйственной школы в Саппоро, инженер гражданской администрации Карафуто, Рёсуке Секияма. В качестве образца городской планировки выбрали Чикаго. Планировка города была выполнена по американскому образцу — прямые, номерные улицы, ориентированные в направлении «север-юг» и «запад-восток», деловой центр, торговый район. Сахалинский город был разделен на четыре части двумя главными улицами: «О-дори» (Ленина) и «Маока-дори» (Сахалинская). 1 декабря 1906 года из Одомари в Новую Владимировку проложили железную дорогу и начали активное обустройство административного центра. 14 марта 1907 года император Муцухито подписывает указ об образовании на территории Южного Сахалина губернаторства Карафуто.
1 апреля 1907 г. приступает к своим обязанностям первый губернатор Карафуто генерал-майор Юкихико Кусусе. Под его непосредственным руководством была проведена геодезическая съемка, осуществлена планировка и началось полномасштабное строительство Новой Владимировки. 23 августа 1908 года поселение получил новое название — Тоёхара (богатая, плодородная долина), а из Одомари были переведены все главные административные учреждения. Статус города Тоёхара получит только в 1915 году, когда численность населения превысило 10 тыс. человек. Рост населения Тоёхара происходил постепенно. Если в 1907 году, в Тоёхара проживало 4,8 тыс. чел., то в 1920 г. численность достигла 14,1 тыс., в 1925 г. — 15,2 тыс., в 1935 г. — 28,4 тыс. чел.
23 августа 1908 года Новую Владимировку официально переименуют в Тоёхара, что в переводе с японского означает «богатая долина». Сюда из Одомари переедет военная и гражданская администрации. Первыми возводились жилые казармы и административные постройки охранных войск Карафуто.
Здание штаба охранных войск Карафуто (ул.Невельскного, 44а) стало первым двухэтажным зданием, которое появилось в Тоёхара. В октябре 1908 года его возвела хоккайдская строительная фирма «Ито-гуми». Автором проекта выступил армейский архитектор Ясуши Тамура. Первый этаж отстроили из кирпича, второй — из бруса. Здание имело два ассиметричных фронтона и галереи на северной и западной сторонах. Центральный фасад выходил на Маока-дори (ныне улица Сахалинская). Спустя пять лет после строительства с Южного Сахалина будут выведены воинские части, и здание останется пустовать. Позже в нем разместится Музей губернаторства Карафуто. С 1937 года постройку будет использовать военная полиция. А в 1945-м здесь расположится гарнизонный военный суд. Вместе со штабом охранных войск Карафуто в октябре 1908 года по проекту архитектора Каметаро Ито японцы возвели одноэтажное здание военного госпиталя.
В 1913 году военный гарнизон будет выведен из города, и население Карафуто резко уменьшится.
Катализатором развития Тоёхара стало открытие в 1910—1920 гг. промышленных предприятий, в первую очередь связанных с переработкой древесины, город вновь «оживет» и станет наполняться жителями.
Сначала местом строительства бумагоделательного завода компания «Одзи Сэйси» выбрала район селения Кайдзука (ныне село Соловьевка). Но жители Тоёхара были не согласны с таким решением, настаивая на том, что завод нужно строить в своем городе. После ухода в 1913 году военного гарнизона Тоёхара переживал упадок, и развитие промышленности было просто необходимо. В результате компания «Одзи Сэйси» изменила планы, и в феврале 1916 года начала строительство на севере городской зоны Тоёхара. (ул.Бумажная, 26). Поставки нового оборудования были прерваны войной, поэтому для нового завода на Карафуто были привезены агрегаты из разных районов страны, что дало повод называть его «мозаичный». На заводе стояло японское оборудование компаний «Мицубиси» и «Ринэ». Японцы хотели как можно скорее запустить бумажное производство, ведь после войны бумажная продукция была дефицитом. Лес поступал на предприятие с восточных склонов Южно-Камышового, со склонов Сусунайского хребта, поэтому завод без работы не стоял. Проектная мощность фабрики составляла 48 тысяч тонн бумаги в год, в 1944 году выпуск составил 19,5 тысячи тонн. При фабрике работал сульфитно-спиртовый завод мощностью 2,8 тысячи литров в сутки.
Не менее важным событием в судьбе Южного Сахалина стало строительство сахарного завода (ул. Крайняя,58). Его возведение было организовано крупнейшим производителем сахара в Японии — хоккайдской компанией «Мейдзи Сэйто». Оборудование для завода изготовили и привезли из Токио. Строительство предприятия завершили в мае 1936 года. Он является типичным представителем промышленной архитектуры 1930-х годов. Постройка отличается грибовидными капителями на заводских складах. Производственная мощность завода составляла 40 тысяч тонн сахарной свеклы в год. Поставщиками свеклы являлись местные крестьяне получавшие дотации от государства.
Еще одной интересной постройкой периода губернаторства Карафуто является здание перегонного завода. В 1911 году его возвели по проекту германской компании «Майер». Место для завода было выбрано на берегу реки Кие-гава на северной окраине города (ул. Песочная, 6). Предприятие выпускало древесный уголь, скипидар и этиловый спирт гидролизным методом в вакууме.
Сегодня, смотря на эти старые, полуразрушенные постройки, заметно отличающиеся своим стилем от других архитектурных сооружений Южно-Сахалинска, сложно представить, что когда-то именно они играли ключевую роль в развитии островной промышленности.
В 1920 году, после Николаевского инцидента, в Тоёхара вновь был введен военный гарнизон. В 1925 году, вскоре после возвращения северного Сахалина СССР, оттуда в южную часть острова переехало значительное число жителей.К этому времени в городе уже действовали два кирпичных завода мощностью 16 млн кирпичей в год. Переработку древесины осуществляли 6 лесозаводов. Работали 13 предприятий пищевой промышленности: три завода по производству японского алкоголя, два завода по производству соевой пасты, две мельницы, рисоружка, рефрижератор, консервный и мясообрабатывающий заводы. Кроме этого, в Тоёхара работали паровозоремонтные мастерские, два кожевенных завода. На привозном сырье действовала фабрика резиновой обуви, выпускавшая до 7,8 тысячи пар обуви в месяц. На жире нерпы работал мыловаренный завод с производительностью 7-8 тонн мыла в месяц. В городе имелись две электростанции мощностью 4120 кВт, автоматическая телефонная станция, обслужившая 1800 номеров, два кинотеатра.
Отстроили и новое здание мэрии Тоёхара (Коммунистический проспект, 41), окончание строительства было приурочено к визиту на Сахалин принца Хирохито. Будущий император Сёва посетил Карафуто в августе 1925 года. Двухэтажное деревянное здание оформили просто. К этому времени японцы уже отказались от парадных и нарядных «фахверков» начала XX века. Единственным декоративным элементом здания мэрии был фронтон с фестонами, украшающий парадный вход.
С развитием экономики в Тоёхара стали развивать и банковское дело. Так, компанией «Эндо-гуми» было построено здание Тоёхарского отделения банка «Хоккайдо Такусёку Гинкоу» (ул. Ленина, 137). Строительство началось в 1929 году, а уже 24 сентября следующего года японцы объявили об окончании строительства. Здание расположено на главной улице Южно-Сахалинска. Строение отличается массивными серыми стенами и венчающими фасад ложными фронтонами. Вертикальные оконные проемы и сдвоенные колонны создают строгий ритмический рисунок, скрадывающий подчеркнутую асимметричность плана. С 1989 года в здании бывшего банка расположился Сахалинский областной художественный музей.
Рассматривая архитектурные объекты, возведенные японцами на Южном Сахалине, нельзя не отметить сооружения, построенные архитектором Ёшио Кайзука. Самым интересным с архитектурной точки зрения объектом является здание краеведческого музея. https://geocaching.su/?pn=101&cid=20817
Весной 1929 года Ёшио Кайзука начал разработку проекта здания центральной технической лаборатории Губернаторства Карафуто (ул. Дружбы, 1б). А спустя год с компанией «Эндо-гуми» был подписан контракт на строительство. Осенью 1932-го собрали каркас здания, в июле 1933 года строительство было завершено. В 1935 году перед зданием оформили сад камней. Асимметричность фасада здания, надстройка с часовой башенкой и плоская крыша сделали здание похожим на корабль. Дело в том, что архитектор, Ёшио Кайзука, мечтал стать кораблестроителем. Родившись в портовой Иокогаме, он закончил с отличием Техническую школу в Канагава. В ходе работы по ликвидации последствий Великого землетрясения Канто 1923 года он получил немалый опыт в строительстве. Новое и модное тогда горизонтальное деление фасада подчеркнуто большими окнами и гладкими междуэтажными полосами. Надстройка и башенка украшены простыми козырьками. В настоящее время в здании находится Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН.
Строились в Тоёхара и медицинские учреждения. Так, в 1931 году было завершено строительство центральной больницы города. Она была выполнена в современном стиле, оснащена лифтом, пандусом и крытым входом, имела центральное отопление и была оснащена самой современной медицинской техникой и оборудованием. Здание, спроектированное архитектором Гензаки Ашизаки, считалось одним из самых дорогих проектов в городе, реализованным в довоенные годы. Сейчас в этом здании (ул. Чехова, 41) расположился военный госпиталь.
При строительстве города уделялось внимание и коммунальному хозяйству, в 1907 году в Тоёхара появился первый деревянный водопровод из бамбуковых труб, который модернизируют в 1924 и 1932 году, в 1910 было проведено электричество, к середине 30-х годов — канализация.
Образованию на Карафуто уделялось особое внимание, и первая японская начальная школа начала свою работу во Владимировке уже в августе 1906 года, причем занятия происходили в здании православной церкви. К 1920 году в Тоёхара было открыто несколько начальных школ и государственная женская гимназия (1916). Мужская государственная гимназия появилась в 1925 году. В 1934 году, в пригороде Тоёхара, в селении Конума (Новоалександровск) был открыт колледж освоения губернаторства Карафуто («Карафуто тё кайхацу гакко»), который готовил специалистов для местного сельского хозяйства.
В 1906 году в восточной части города был заложен общественный парк отдыха. Река Тамагава (Рогатка) была перегорожена в нескольких местах плотинами, образовав пруд Мидзухара (городское водохранилище) и пруд Одзи (озеро Верхнее). В парке кроме чисто японских элементов, подчеркивающих красоту природной среды, было построено несколько бассейнов, бейсбольный стадион, велотрек, лыжная база.
В этот же период открылись три главных синтоистских храма Тоёхара, в 1910 — Сёконся (Гококу дзиндзя) и Тоёхара дзиндзя, в 1911 — Карафуто дзиндзя. Всего на территории Тоёхара за период Карафуто было построено пять синтоистских храмов.
Не смотря на то, что остров находился на периферии империи, ощущения изоляции у живущих здесь японцев не возникало. В 1933 году из Тоёхара стало возможным по железной дороге доехать до любой станции Японской империи — между Карафуто и Хоккайдо начал курсировать железнодорожный паром. В 1935 году с аэродрома «Осава» началось регулярное авиационное сообщение между Саппоро и Тоёхара.
В 1942 году в Тоёхара проживало 37 160 человек, и здесь находилось 7237 дома, из которых 124 были административными и общественными зданиями. Было возведено 7 зданий почт, 12 полицейских участков, 11 школ, 21 административное здание, 12 сооружений, относящихся к управлению железной дороги, 9 храмов, 11 промышленных предприятий, 7 военных объектов, 27 магазинов.
В целом, за 40 лет небольшое сельское поселение превратилось в крупный, промышленно развитый центр губернаторства Карафуто.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: