После окончания Второй мировой войны отношения между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали стремительно охладевать.
Уже весной 1945 года Великобритания начала разработку военной операции «Немыслимое», целью которой было вытеснение войсками англичан и американцев Красной Армии из Восточной Европы.
Америка тоже не оставалась в стороне. Осенью 1945 года в США была начата разработка плана «Тоталити», целью которого было нанесение ядерного удара по крупнейшим городам Советского Союза.
Эти агрессивные планы стали причиной холодной войны и резкого ухудшения отношений между СССР и Западом.
США и СССР продолжали наращивать свою военную мощь. Соединенные Штаты разработали военную доктрину «массированной атаки», заключавшуюся в сокрушительном ударе по территории противника в случае конфликта в любой части земного шара. Уверенность американских стратегов базировалась в первую очередь на превосходстве США в количестве стратегических бомбардировщиков.
В свете данных событий Советскому Союзу стало жизненно важно создать дальний реактивный бомбардировщик, способный поражать цели в радиусе до 3000км. Самолёты подобного класса, наряду с межконтинентальными стратегическими ракетами, стали бы эффективным средством сдерживания. Ведь они смогли бы доставить смертоносный груз на территорию противника, а также при необходимости наносить удары по флоту США, мощнейшему в мире на тот момент, и особенно - по его авианосцам.
В 1949 году был сформирован государственный заказ на разработку такого самолёта. И вскоре, 27 апреля 1952 года, в подмосковном Жуковском состоялся дебютный полёт ракетоносца Ту-16, первого советского тяжёлого самолёта, способного нести ядерное оружие на дальние расстояния. По своим характеристикам и техническим решениям он на несколько лет опередил всех зарубежных конкурентов. Ракетоносец Ту-16 использовался в испытаниях практически всех атомных авиационных бомб, которых сбросил не менее пятидесяти. Так же на его счету и испытание первой в Советском Союзе термоядерной бомбы. Для организации производства самолёта был значительно перестроен казанский авиационный завод №22, где и был налажен выпуск ракетоносца.
К сожалению в авиации помимо рекордов и успехов есть и чёрные страницы. Не стала исключением и история ракетоносца ТУ-16.
20 июня 1961 года ракетоносец Ту-16 в соответствии с программой сдаточных испытаний произвел взлёт из Казани для отработки дозаправки топливом в воздухе от самолета-заправщика. После взлёта заводские Ту-16 легли курсом на Киров.
Дозаправка в воздухе - крайне тяжелая операция, требующая полной самоотдачи, высокой школы пилотирования, предельно изматывающая в краткие минуты перекачки и очень опасная. Тут никакая ошибка не повторяется дважды. Труднее всего тем, кто на заправляемой машине, ибо все происходит вне видимости летчиков.
В полете экипажи ракетоносцев сделали две неудачных попытки сцепки, после чего командир заправляемого Ту-16 передал по связи о своем решении прекратить эксперимент, т.к. экипаж очень сильно устал. Несмотря на это командир заправщика упросил сделать еще одну попытку.
Самолеты снова сблизились. Но вышло так, что после сцепки на заправочном шланге образовалась петля, которая как удавка захватила крыло, перехлестнула элерон и оказалась защемленным в нем.
Борясь с петлей, заправляемый самолет приблизился более допустимого к заправщику, попал в струю его двигателей и тут же свалился в крутую спираль. Команду командира "Прыгайте!" выполнил только второй пилот. Он катапультировался, но от удара о стабилизатор падающей машины погиб. Больше никто из-за перегрузок покинуть машину не смог, включая и самого командира, который до последнего пытался вывести машину из губительного крена.
В результате ракетоносец ударился о землю и взорвался, экипаж погиб. На месте падения образовалась воронка глубиной 5 метров и длиной 16 метров. Самолет разрушился на мелкие части, фрагменты разлетелись в стороны в радиусе 300 метров, более легкие были найдены в 3,5 км от воронки.
Комиссия, расследовавшая аварию, кроме прочего, вынесла вердикт о непригодности заправочного шланга.
Место падения ракетоносца находится между селом Вотским и деревней Мысы Лебяжского района. Местные жители на месте воронки насыпали холм, на котором растут две сосны, соединенные между собой, как судьбы погибших летчиков.
Долгое время ничего не было известно ни о причинах катастрофы, ни о погибших лётчиках, так как вся информация о данном происшествии была засекречена.
Сейчас на холме установлена табличка с именами погибшего экипажа военных летчиков. Сами они похоронены на Арском кладбище в Казани.