Воздушные ворота Молдовы [VI/29481]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Молдова
Ближайший нас.пункт
Кишинев
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Alget
Создан: 15.05.2023
Опубликован: 15.05.2023
(отредактирован: 18.05.2023)
Компаньоны: PaniYanina

Описание окружающей местности

   Международный аэропорт Кишинёва (рум. Aeroportul Internațional Chișinău) — основной аэропорт Молдавии.

Сдан в концессию компании «Avia Invest» на 49 лет в 2013, национализирован в 2022.

                                                                История. Первый аэропорт

   В период между Первой и Второй мировыми войнами, в тогда ещё пригороде Кишинёва — Рышкановке, появился аэропорт. Первый пассажирский рейс состоялся в 1927 году, и маршрутом был Кишинёв-Бухарест. Аэропорт находящийся на том месте проработал до 1960 года.

                                                                     Старый аэродром

   1 сентября 1944 года Совнарком СССР издал постановление «О создании в Молдавии гражданской авиации для нужд населения». Постановление было издано неделей спустя после снятия нацистской оккупации Бессарабии. В это время почти все наземные средства сообщения Молдавии были из-за войны выведены из строя. С помощью авиации власти могли организовать управление республикой. Официально началом истории авиации города Кишинёва и всей республики можно считать дату 19 сентября 1944 года — в этот день был создан Молдавский отдельный авиаотряд. В 1944 году гражданский аэродром Кишинёва был размещён на месте нынешнего сектора Рышкановка, где и в наше время существует Аэродромная улица (молд. Strada Aerodromului). Сохранилось также здание аэропорта (находится рядом с Дворцом Профсоюзов по ул. Киевской). Взлётная полоса располагалась вдоль части современной ул. Киевской. В сентябре того же года с этого аэродрома начались пассажирские и грузовые полёты по Молдавской республике. Выполнялись рейсы в города аэропорта Бельц, Оргеев, Тирасполь, Сороки, Липканы, Леово. С 1945 года на самолёте Ли-2 начались регулярные (раз в два дня) полёты на Москву, самолёты совершали промежуточную посадку в аэропорта Бельцах и в Киеве. Начались полёты в города Украины, рейсы ходили в Кировоград, Винницу, Николаев и Черновцы. Пассажиропоток за первый год работы Молдавского авиаотряда составил около 750 пассажиров. В 1947 году были организованы регулярные местные рейсы по Молдавии, а также в Одессу. В 1951 году открылись несколько воздушных линий, соединивших Кишинёв с южными городами СССР — Симферополем, Сочи, Минеральными Водами, Краснодаром. С 1954 года открылись рейсы на Ленинград, Харьков и Львов. В 1957 году в Кишинёв поступили вертолёты Ми-1, Ка-15 и Ка-18, а также 5 самолётов Ил-14, что сделано возможным увеличить объём перевозок. В 1958 году объём перевозок вырос на 50 % (было перевезено 73 000 пассажиров). Открылись шесть новых магистральных линий. Ближе к началу 1960-х годов были организованы рейсы из Кишинёва в 20 городов СССР.

                                              Новый аэродром. Старый аэропорт Кишинёва, 1966 год

   В 1960 году в юго-восточном пригороде Кишинёва Ревака был построен новый аэропорт, способный принимать более крупные, в том числе газотурбинные, самолёты. Рейсы стали выполнять самолёты Ан-10, совершавшие беспосадочные перелёты в Москву, Ленинград, Минеральные Воды, Горький и другие крупные города СССР, пассажиропоток в 1960 году возрос в три раза в сравнении с 1959 годом. В 1968 году на воздушных маршрутах стали использоваться самолёты Ан-24. Тогда же были налажены грузоперевозки в крупные города Союза на самолётах Ан-12. В 1969 году из кишинёвского аэропорта стали выполнять рейсы реактивные лайнеры Ту-134, летавшие по маршруту Москва — Кишинёв (рейсы выполнялись на самолётах Внуковского авиапредприятия), а также Ту-124, выполнявшие рейс Таллин — Минск — Кишинёв. Позднее Ту-134 стал самым массовым самолётом, эксплуатирующимся в Молдавии (26 машин подобного типа), а в Кишинёве была размещена всесоюзная испытательная база Ту-134. В 1972 году из аэропорта Кишинёва выполнялся 21 местный рейс в города и сёла МССР и УССР.

                                                     Старый аэропорт Кишинёва, 2011 год

   Цена билета на эти рейсы составляла от 2 до 6 рублей, доплата за килограмм груза — от 3 до 8 копеек.

В 1972 году в Кишинёв поступили самолёты Як-40. В 1974 году стали выполняться полёты на Ан-26. При Молдавском управлении Гражданской авиации в Бельцах был обновлён парк вертолётов — полёты стали выполнять новые на тот момент Ка-26 и Ми-2.

                                               Новый аэровокзал. Вышка управления полётами (2011 год)

   В 1974 году в Кишинёвском аэропорту было построено новое здание аэровокзала. Проект был сделан специалистами организации «Ленаэропроект». С момента сдачи нового здания пропускная способность аэропорта значительно увеличилась — до 400 пассажиров в час, позже она достигла 700 пассажиров в час. В середине 1970-х годов выполнялись регулярные рейсы в 40 городов Молдавии и 40 других городов СССР. Объём пассажироперевозок составил в 1976 году около 800 000 человек. В 1980-х годах в аэропорту Кишинёва базировалось 35 самолётов и 98 вертолётов. В день на Москву отправлялись 12 рейсов, два рейса в Ленинград, Сочи, Минеральные Воды и Ростов. Взлётно-посадочная полоса аэропорта была увеличена до 3590 метров, стало возможным принимать в Кишинёвском аэропорту практически любой тип самолётов. В 1987 году из аэропорта проводились рейсы более чем в 80 городов Советского Союза. Рейсы по Молдавии связывали более 20 населённых пунктов (Бельцы-Город и Бельцы-Лядовены, Чадыр-Лунга, Кагул, Каменка и др.). Началась эксплуатация самолётов Ту-154Б, в аэропорту Кишинёва базировались 9 самолётов этого типа. С марта 1988 года открылись регулярные рейсы самолётов Ту-154 Кишинёв — Москва. 13 сентября 1990 года состоялся первый международный рейс на самолёте Ту-134 по маршруту Кишинёв — Франкфурт. Позже были открыты и другие международные рейсы[6].

                                                                                  После распада СССР

   После обретения республикой независимости аэропорт Кишинёва стал приходить в упадок. На состояние дел повлияли непростая политическая ситуация, война в Приднестровье, проходившая в 1992 году, падение уровня жизни населения Молдавии, а также разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР. Объём перевозок резко упал. Начались перебои с поставками авиатоплива. В 1993 году был период, когда в течение двух недель аэропорт полностью простаивал, не было выполнено ни одного рейса. В 1993 году была проведена реформа авиационного хозяйства Молдавии. 31 мая 1995 года Кишинёвский аэропорт получил статус самостоятельного предприятия, а также статус международного аэропорта. В аэропорту Кишинёва в 1990-е годы базировалось до тридцати разных молдавских авиакомпаний, многие из которых были «однодневками» и даже не имели ни одного самолёта. Самыми крупными авиаперевозчиками стали Air Moldova, Moldavian Airlines, Renan Air (прекратила существование в 2004 году) и Air Moldova International (была поглощена компанией Air Moldova в 2002 году).

    Зал кишинёвского аэропорта после реконструкции (2019) Зал ожидания и кафетерий кишинёвского аэропорта (2019)

   В 2000 году была завершена реконструкция аэропорта Кишинёва. Реконструкция была осуществлена на деньги правительства Молдавии (три миллиона долларов) и на кредит Европейского банка реконструкции и развития (девять миллионов долларов). Строительные работы были выполнены турецкими строительными организациями]. Для возврата кредита был введён целевой сбор в размере десяти долларов с пассажира.

За 2007 год на регулярных и чартерных рейсах из аэропорта Кишинёва пятнадцать авиакомпаний перевезли более 689 000 пассажиров в 27 городов 18 стран мира. Кишинёвский аэропорт шесть раз подряд становился лауреатом конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» ассоциации «Аэропорт»: четыре победы в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт» (в 2007, 2008, 2010 и 2012 годах), одна победа в номинации «За активность и целеустремлённость» (2009) и одна — в номинации «Лучший аэропорт года СНГ» (2011 год). В 2012 году аэропорт обслужил свыше 1 миллиона 220 тысяч пассажиров. Из кишинёвского аэропорта в среднем выполнялось 25—30 рейсов в день. В аэропорту работали 16 авиакомпаний, совершались рейсы в двадцать два города Европы, Ближнего Востока и Азии. 29 сентября 2012 года в аэропорту прошли празднования, посвященные 68 годовщине со дня основания гражданской авиации в Молдавии.

   1 ноября 2013 года постановлением правительства Молдавии аэропорт был сдан в концессию компании ОАО «АВИА ИНВЕСТ» (учредители — АО «Коломенский Завод» и АО «Аэропорт Хабаровск») из Российской Федераци. Полоса аэродрома, построенная в советские времена, оставалась одной из самых протяжённых в Восточной Европе.

   Первый сегмент взлётно-посадочной полосы протяжённостью 1 км был реконструирован и введён в эксплуатацию. Вследствие работ по реконструкции, выполненных на первом сегменте взлётно-посадочной полосы, были увеличены показатели несущей способности покрытия до значения более 70 единиц, вместо ранее существовавшего индекса PCN 51. Реконструированный участок расширен с 45 м до 60 м. Также были завершены работы по замене и модернизации светосигнальной системы взлётно-посадочной полосы на сегменте в 1 км.

   После завершения реконструкции всей взлётно-посадочной полосы, аэропорт получил возможность принимать и обслуживать без каких-либо ограничений все типы самолётов, включая самолёты большой вместимости, такие как Boeing 777, 767, 787; Airbus A330, A340, A310. Предполагалось, что в результате проведённых работ увеличатся и операционные показатели аэропорта, что позволит МАК обеспечить трафик 21 воздушного судна/час, что существенно увеличит интерес большинства новых авиакомпаний оперировать в аэропорту Кишинёва.

   На сегодняшний день из аэропорта Кишинёв выполняют полёты 19 авиакомпаний в 40 направлениях по всему миру.

   Международный аэропорт Кишинёв является действующим членом Международного Совета Аэропортов (Европейский регион), Ассоциации «Аэропорт» стран СНГ, а также ALFA ACI (L’association des Aeroports de Langue Francaise Associes a l’Aeroports Council International).

                                                                                    Происшествия

   Известно по крайней мере о 3-х серьёзных инцидентах связанных с аэропортом Кишинёва.

  • 15 мая 1970 потерял управление и разбился во время ухода на второй круг на двух двигателях (с имитацией отказа) самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11149. На борту самолета находились курсанты из Ульяновской ШВЛП, совершавшие тренировочный полет. Погибли все 11 человек находившихся на борту.
  • 12 октября 1971 самолет Ан-10А с бортовым номером СССР-11137 совершил грубую посадку (посадка с высокой вертикальной скоростью и перегрузкой) в результате чего получил серьезные повреждения. Самолет восстановлению не подлежал. Данных о жертвах нет.
  • Вечером 11 апреля 2008 года при заходе на посадку разбился грузовой самолёт Ан-32, вылетевший по маршруту Кишинёв—АнталияСудан. Самолёт вскоре после вылета развернулся и попытался сесть, но упал у расположенного возле аэропорта села Бачой и загорелся. Самолёт, принадлежащий суданской авиакомпании, выполнял грузовой чартерный рейс. На борту находились восемь человек — четверо граждан Молдавии и четверо граждан Украины. Все погибли при крушении.
  • 4 июня 2017 года при посадке в аэропорту Кишинёва самолёт ATR-42-300, выполнявшее рейс Бухарест-Кишинёв (RO 207) выкатился за пределы ВПП.

                                   Городские истории: судьба кишинёвского самолёта-памятника

   Самолёт-памятник Ту-134А-3, установленный в  кишинёвском аэропорту, во многом уникален. Это первый памятник, который видят гости столицы при выходе из аэровокзала, и на сегодняшний день – единственный памятник-гражданский самолёт в городе (есть еще военный истребитель и пара вертолётов, но о них в другой раз)

   В отличие от большинства памятников, возводимых в Кишинёве в последние годы,  его установка не несет никакой политической подоплеки, а лишь увековечивает память о трудах молдавских авиаторов. Ну, и украшает город, конечно же.

   Жители Кишинёва его любят, молодожены и группы детей регулярно приезжают на фотосессии, да и гости столицы тоже частенько фотографируются на его фоне.

   Появился памятник не так давно: 19 сентября 2005 года. Открытие было приурочено к 61 годовщине создания гражданской авиации в Молдове. Несмотря на простоту композиции, установка самолёта была сопряжена с некоторыми трудностями: на место его доставляли  при помощи тяжелого вертолёта Ми-26, но даже для мощнейшего Ми-26, транспортировка «тушки» оказалась непростой задачей. Пришлось «облегчать» конструкцию самолёта, максимальный взлетный вес которого более 47 тонн, а масса пустого – свыше 20 тонн.

   На завершающем этапе, непосредственно при установке на пьедестал, выполнению работ мешал сильный ветер, поэтому пришлось отказаться от использования вертолёта и привлечь наземные подъёмные краны.

   Но, несмотря на все трудности, памятник был установлен и по сей день радует нас.

  Так завершилась история самолёта, которая началась 27 августа 1976 года. Тогда он начал летать под флагом «Аэрофлота» с регистрационным знаком СССP-65036.

   После развала Советского Союза регистрационный знак был изменен на ER-65036, и самолёт продолжил летать уже в авиакомпании «Air Moldova», где и проработал до 2000 года.

   Быть установленным в качестве памятника – не самое худшее окончание 24-летней трудовой деятельности самолёта. Судьба многих воздушных судов куда более трагична: так, упомянутый выше Ми-26, использовавшийся для транспортировки, был подбит во время выполнения гуманитарной миссии в Афганистане, а  другие самолёты просто ржавеют где-то на свалках. Так что в случае с нашим Ту-134 у истории почти счастливый конец. Почему почти?

   Дело в том, что из-за бюрократической неразберихи, до сих пор не ясно у кого на балансе находится памятник и, как следствие,  кто должен следить за прочностью конструкции и поддерживать её в достойном виде. А время, сами понимаете, не очень благоприятно влияет как на внешний вид памятника, так и на его устойчивость, и он постепенно разрушается. Немалую роль в этом играют и люди, которых хлебом не корми, дай побегать по крылу или оставить надпись «Тут был Вася» на фюзеляже. Если так будет продолжаться и дальше, то однажды монумент может просто рухнуть.

   Впрочем, будем надеяться, что ситуация не дойдет до критической, и кто-то, наконец, возьмет самолёт-памятник «под крыло».

   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%91%D0%B2_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)

     https://locals.md/2013/istoriya-samoleta-pamyatnika/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.