«Алгемба» - это загадочное и труднопроизносимое слово родилось от сочетания двух географических названий: реки Эмбы в прикаспийской низменности, и города Александров Гай, точнее, одноимённой железнодорожной станции. На побережье Эмбе до революции добывали более 100 тысяч тонн нефти в год, Александров Гай — конечная станция Рязано-Уральской (Приволжской) железной дороги, через неё можно было выйти на транспортную сеть всей России.
В этом и состоял принятый в конце 1919 года план Совета рабоче-крестьянской обороны, возглавляемого Лениным: построить железнодорожную ветку длиной около 530 километров, параллельно ещё и нефтепровод, и возобновить добычу нефти на Эмбинском месторождении. А также вывезти несколько сотен тысяч тонн нефти, которые уже там были. Нефть была крайне необходима тогдашней советской России: война отрезала от центральных районов месторождения Баку и Грозного, и стране грозил транспортный коллапс. Но дальше начались странности.
Строительство «Алгембы» было поручено красноармейцам, точнее,4-й армии под командованием Михаила Фрунзе, к немалому удивлению последнего. Армия недавно освободила этот район от белых, продолжала их преследовать и была совершенно не готова к гражданским строительным работам. Но призывы Ленина «ускорить» и «максимально ускорить», а также выделение на строительство 1 миллиарда рублей сыграли свою роль: стройка стартовала, хотя строителям не хватало самого необходимого.
Деньги мало что значили в степи — нужны были материальные ресурсы, а их не хватало. К тому же для работающих красноармейцев не было создано никаких условий (а кто бы их создал?), начались болезни и массовая гибель. Нефтепровод так и не был построен, не хватало труб, а предложение Ленина выдалбливать трубы из брёвен оказалось фантастикой, в степи не было такого количества деревьев. Для железной дороги удалось возвести только насыпь, не хватало рельсов, шпал и других материалов.
А затем строительство прекратилось. Оказалось, страна в нефти Алгембы не нуждается, через несколько месяцев после начала строительства злосчастной магистрали, летом 1920 года, Красная Армия освободила Баку, а затем и Грозный, но злосчастную магистраль продолжали строить до октября 1921 года. На строительстве погибли 35 тысяч человек, были бесполезно потрачены огромные денежные и материальные ресурсы. С 1991 года, когда с документов об Алгембе сняли секретность, историки спорят, что это было: дерзкая, хорошо продуманная афёра или колоссальное головотяпство?
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: