Здесь, в старых переулках за Арбатом, совсем особый город… Иван Бунин
Ах, эти арбатские переулочки!
Чтобы не выдумывать и не сочинять заново про свою любовь к Арбатским переулкам, позволю себе привести здесь небольшой пролог из одного моего другого тайника. А ещё о моей стародавней любви к Арбату и его переулочкам, о том, как он выглядел и чем жил раньше, до своего «офонарения», можно прочитать в моём отзыве к тайнику «История Арбатских стен»https://geocaching.su/?pn=101&cid=10526
Арбатские переулки… Вы любите их? Любите ли вы Арбатские переулки так, как люблю их я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна ваша душа и натура, жадная и страстная до впечатлений изящного и прекрасного? Да вот так, слегка перефразировав известный монолог Татьяны Дорониной в «Старшей сестре», мысленно вопрошала я невидимую воображаемую аудиторию москвичей, путешественников и геокешеров, в очередной – уж неизвестно какой раз! – прогуливаясь по Арбатским переулочкам, свернув на один из них с ярко разукрашенного ещё к Новому году, шумного, пёстрого, разнонародного, по-новокупечески зазывного и зазывающего Арбата.
Ах, эти пленяющие слух и романтические струнки души названия арбатских переулков! Калошин, Денежный, Серебряный, Плотников, Карманицкий, Староконюшенный, Кривоарбатский, Сивцев Вражек. Они удивительны и говорящи! Вот здесь обитал крупный домовладелец, а здесь в стародавние времена была слобода, где жили гравёры и чеканщики монет Государева Монетного двора, а вот здесь мастера Старого Государева серебряного (монетного) двора, а там царские скорняки и конюхи, а по соседству – искусные мастера-плотники. А вот здесь – сейчас и представить себе даже сложно – извивался глубокий овраг, по дну которого бежала-журчала речка Сивец, или Сивка. А этот переулок получил своё название, ну, конечно же, за свою кривизну. Арбатские переулки с сохранившимися не только названиями, но и замечательными старыми домами и домиками, храмами и уютными двориками бережно хранят дух старой Москвы. Как же мне, моим ощущениям, мыслям и чувствам созвучны проникновенные слова Булата Окуджавы про Арбат – он и призвание, и религия, и отечество, и от любви к нему и его притягательным переулочкам действительно излечиться сложно. Просто это надо прочувствовать, ощутить, впустить и впитать в себя.
Плотников переулок – здесь жили плотники
Эта улица пеших прогулок, Вон, там Плотников переулок, А оттуда, как будто из ниши, На Арбат Окуджава вышел… Вера Баранова
Да, эти стихотворные строчки, словно путеводитель по Арбату, укажут вам путь к началу нашей прогулки по Плотникову переулку. Гулять лучше пешком или на таком транспортном средстве как самокат, возможно, на велосипеде. И хотя здесь, где переулок вливается в Арбат, это, по сути, конец переулка, поскольку нумерация домов идёт с противоположной стороны, я предлагаю начать нашу прогулку именно здесь. И сразу хочу сказать, что привлеку ваше внимание не ко всем домам на нашем маршруте, а только к наиболее интересным с моей точки зрения.
Но сначала несколько слов о происхождении названия переулка. Оно уходит своими корнями в далёкое прошлое. После лихого Смутного времени (1598–1613) в Москве многое надо было восстанавливать и отстраивать заново. Поэтому недалеко от Кремля возникла и стала быстро расти слобода, где жили и трудились плотники. Она получила название дворцовой Плотницкой (Плотничьей) слободы. С XVIII века и до 1922 года переулок назывался по-другому – Никольский переулок. Почему, спросите вы. А потому, что уже в 1625 году в слободе была построена деревянная церковь, которая в 1670–1677 годах была заменена на каменную. В 1692 году к церкви был добавлен придел Николая Чудотворца, и её стали называть церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Поэтому и переулок, где она стояла, назвали Никольским. Прихожанами храма были маленький Александр Пушкин и Алексей Хомяков (впоследствии ставший довольно известным поэтом, публицистом, философом и богословом). Н.В. Гоголь был крёстным отцом сына Хомякова, которого крестили в этом же храме. Современное название переулок получил в 1922 году. Храм был закрыт в 1929 году, а в 1932 году и вовсе снесён.
Итак, начнём нашу прогулку! Конечно же, с памятника легендарному Булату Окуджаве, так лирично и вдохновенно воспевшему родной Арбат (координаты в заголовке). Вот он неторопливым шагом выходит из арки-подворотни, слегка ссутулившись, руки в карманах. Из своего двора выходит на Арбат – за спиной поэта-барда, до второй арки, кусочек старого московского двора – деревянный стол со скамейками, где арбатовцы играли в шашки-шахматы, забивали «козла» или просто сидели и общались. Памятник поэту работы скульптора Георгия Франгуляна открыли 8 мая 2002 года. Событие приурочили сразу к двум датам в жизни Булата Окуджавы – Дню Победы, которую он тоже лично приближал, уйдя на фронт добровольцем, и дню рождения. Да, вот так символично – поэт родился 9 мая, и ему в тот год исполнилось бы 78 лет. Жил Окуджава совсем близко от Плотникова переулка – на Арбате в доме № 43, в коммунальной квартире № 12 на 4-м этаже.
По правую руку от памятника Окуджаве (если смотреть на него с Арбата) – угловой дом (№ 23 по Плотникову переулку и № 47 по Арбату) – шестиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом. Когда-то здесь, прямо напротив церкви Николая Чудотворца в Плотниках, стоял небольшой одноэтажный домик. Владение было выкуплено церковью, и в 1910 году по проекту архитектора М.Д. Холмогорова был построен четырёхэтажный доходный дом специально для служителей арбатских храмов и их семей. При Советской власти квартиры были превращены в коммуналки. Перед самой войной дом надстроили ещё двумя этажами (это хорошо видно) и заново отделали фасад по проекту архитектора Э.И. Френкеля. В доме появился лифт. В отдельных квартирах стали жить семьи крупных чиновников Народного комиссариата вооружения СССР. В дальнейшем там продолжали жить их потомки. Так, например, в одной из квартир на верхнем этаже обитала семья художника-карикатуриста В.В. Пескова. Сейчас на первом этаже дома со стороны переулка расположились рестораны, а на углу – вход в почтовое отделение.
Напротив этого дома, по левую руку от памятника Окуджаве, там, где когда-то стояла церковь Николая Чудотворца в Плотниках, в 1933–1935 годах по проекту архитектора Л.М. Полякова (известен многими своими зданиями в Санкт-Петербурге и Москве, например, гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади и Главная арка на ВДНХ) был построен внушительный шестиэтажный кирпичный жилой дом. Фасад первых двух этажей оформлен полуколоннами дорического ордера, которые несут на себе рустованную стену верхних четырёх этажей. В советское время в этом доме располагался хорошо известный москвичам магазин «Диета». Говорят, что сюда привозили продукты, не раскупленные в правительственных распределителях. А ещё в этом доме поселили, окружив особым почетом, потомков А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Там же жили архитектор В.Г. Гельфрейх, полярник И.Д. Папанин, писательница М.С. Шагинян, которым на доме установлены памятные доски, а также революционерка В.Н. Фигнер, А.Я. Коц, который перевел на русский язык «Интернационал». Со стороны переулка на первом этаже дома сейчас кафе «Восточный квартал». Дом является объектом культурного наследия регионального значения.
Сразу за этим зданием по чётной стороне Плотникова переулка на месте старого дома с историей возвели современный элитный клубный дом с рестораном. Но это совсем неинтересно, поэтому обратим свои взоры на дом напротив (Плотников пер., д. 21, стр. 1, N 55° 44.853' E 37° 35.284'). У него интересное архитектурное решение. А построен он был как доходный дом в 1906 году, архитектор Н.Д. Бегичев. В 1900-х годах здесь жил поэт и писатель Андрей Белый. Сейчас дом привлекателен тем, что в нём расположился культурный центр «Дом Булата». Это многофункциональное пространство, которое объединяет музей Булата Окуджавы, выставочный зал, музей кукол и концертный зал. Кому интересно, приходите! Культурный центр работает со среды по воскресенье с 12:00 до 19:00. Заранее в Интернете можно ознакомиться с афишей мероприятий.
Непосредственно к дому, где расположен КЦ «Дом Булата", слева примыкает интереснейший дом № 19/38, стр. 1 (N 55° 44.834' E 37° 35.291') как с точки зрения архитектуры, так и истории. Он был построен в 1908 году в стиле неоклассицизма с элементами модерна архитектором А.Н. Зелингсоном, который был одним из ведущих архитекторов московского модерна начала века. В здании размещалась благотворительная школа для девочек – Городская рукодельная школа имени великой княжны Анастасии Николаевны или проще Анастасьинская рукодельная школа. Об этом вы можете узнать из таблички на левом углу дома. Функциональное назначение здания хорошо отражено в его декоре. По обе стороны от входа вы увидите барельефы, изображающие трудолюбивых пчёл. Если поднять голову выше, то там можно рассмотреть изображение двух девушек у швейной машинки, а под самым коньком сову – символ богини Афины, которая считается покровительницей ткацкого дела и рукоделия. После революции дом стал жилым. А потом там разместился детский сад. Вот вам налицо преемственность предназначения здания.
Слева от строения 1 очень близко к нему стоит дом под тем же номером, но строение 2. Построен в 1889 году, архитектор Р.И. Клейн. Весь этот участок принадлежал присяжному поверенному В.О. Гаркави, дочь которого была замужем за профессором А.И. Угримовым. У них на квартире собирался так называемый Брамсовский кружок, в который входили известные музыканты – К.Н. Игумнов, Б.О. Сибор, А.Я. Могилевский, В.Л. Кубацкий, А.К. Метнер и другие, исполнявшие произведения Иоганна Брамса. Здесь в 1920-х годах проживали пианист-педагог, профессор и ректор Московской консерватории, народный артист СССР К.Н. Игумнов, профессор Московского университета и университета Шанявского минералог и кристаллограф Г.В. Вульф, профессор бактериолог П.В. Циклинская, филолог Д.Н. Ушаков – составитель и главный редактор четырёхтомного Толкового словаря русского языка.
Напротив этих двух домов по чётной стороне улицы – два дома, на которые вы тоже можете обратить внимание – один на углу с Кривоарбатским переулком – это доходный дом Л.Д. Головой и Н.Д Юрасовской, построен в 1913 году, архитектор П.П. Висневский. А небольшой двухэтажный дом на пересечении с Сивцевым Вражком – старее, построен в 1833 году, перестроен спустя 30 лет и потом ещё раз в конце XIX века. Является ценным градоформирующим объектом. Там сейчас на первом этаже антикварный магазин – Лавка старьёвщика Макса Верника. Зайдите! Ну, или хотя бы загляните с улицы в витрины. Очень любопытные вещицы увидите!
Гуляем дальше. После пересечения с Сивцевым Вражком опять переходим на нечётную сторону улицы, пропускаем огромный ничем не примечательный новодел, в котором расположилась нефтяная компания «Альянс» и подходим к небольшому двухэтажному особнячку (Плотников пер., д. 15, N 55° 44.777' E 37° 35.307'). Он был построен известным архитектором М.К. Геппенером в 1884 году. С 1889 года принадлежал адвокату князю А.И. Урусову, который серьезно интересовался театром, был театральным критиком, собрал обширную библиотеку с большим количеством раритетных книг. Частой гостьей в его доме была писательница, драматург и переводчица Т.Л. Щепкина-Куперник. В 1892 году после окончания консерватории здесь ненадолго поселился композитор и дирижёр С.В. Рахманинов. В доме также размещалось фотоателье А.Н. Стрекалова «Северная фотография». В начале XX века усадьба была куплена внучкой декабриста М.Ф. Орлова – Елизаветой Николаевной Орловой. В одном из флигелей дома жил М.О. Гершензон – русский мыслитель, историк культуры. В наши дни в этом симпатичном бирюзовом домике сначала располагались различные офисы, потом рыбный ресторан «Рыбка», а потом ресторан «Арбатский базар». Когда тайник создавался этот ресторан там ещё был, но летом 2023 года переехал на новое место. Что явилось причиной – непонятно. Место ведь вроде доходное – центр Москвы. Во время моей вечерней инспекции шагов тайника в январе 2024 года особняк стоял с тёмными, не освещёнными окнами и без какой-либо вывески. Посмотрим, что тут будет дальше.
Напротив ресторана вас обязательно заинтересует гостиница «Арбат», особенно своим оформлением входа – колонны, идущие полукругом и поддерживающие козырёк. Это совсем не простая гостиница, а Управделами Президента РФ. Построена в начале 1960-х годов на месте бывшего доходного дома Е.А. Кузнецовой и А.Р. Деннета как закрытая гостиница ЦК КПСС «Октябрьская» с зимним садом и иными интересностями. Здесь останавливались советские государственные и партийные чиновники, а также деятели и делегации дружественных зарубежных стран. Например, в гостинице во время своего визита в СССР жил кубинский лидер Фидель Кастро.
В Плотниковом переулке, как вы уже заметили, не все дома исторические – есть и новодельные. Но некоторые достаточно интересны и уже со своими историями. Вот о них я немного и расскажу вам. Если вы после гостиницы «Арбат» опять перейдёте на нечётную сторону улицы, то здесь я хочу привлечь ваше внимание к сравнительно новым зданиям под №№ 13 и 11. Дом № 13 – жилой, построен в 1985 году для высокопоставленных государственных чиновников и партийной элиты. В 1980–1990-е годы в нём жил вице-президент СССР Г.И. Янаев, управляющий делами ЦК КПСС Н.Е. Кручина, министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе. Отсюда после августовского путча 1991 года с балкона пятого этажа при невыясненных обстоятельствах выбросился управделами ЦК КПСС Н.Е. Кручина. Согласно расследованию журналистов «Московских новостей», Кручина оставил на столе предсмертную записку, а на кресле у рабочего стола лежала толстая папка с документами, содержавшими подробную информацию о нелегальной коммерческой деятельности КПСС и КГБ, в том числе о создании офшорных предприятий на деньги партии за границей за последние годы.
В соседнем слева доме № 11 располагается Архив внешней политики РФ (до 1992 года АВП СССР) – это архив Министерства иностранных дел. АВП создавался с самого начала как ведомственный архив Народного комиссариата по иностранным делам, образованного в ноябре 1917 года. Фонды архива с годами расширялись и росли, на прежнем месте им стало тесно, поэтому уже в середине 1960-х годов встал вопрос о строительстве нового здания для АВП. Строительство растянулось на долгие 10 лет, и только летом 1977 года первые сотни тысяч дел были перевезены в новое здание в Плотниковом переулке. Архив – богатейший! Располагает уникальными документами, которые хранятся в 1873 различных фондах. Мне доводилось работать в нём. Но получить доступ в архив не так-то просто.
А напротив АВП РФ в Плотниковом переулке, дом 10 (N 55° 44.734' E 37° 35.352') вас опять ожидает интересный исторический дом. Этот шестиэтажный одноподъездный жилой дом был построен в 1890 году как доходный дом Н.И. Кудряшовой. Его можно с полным правом назвать домом талантов, потому что в доме в разные годы жили писатели и поэты, художники, певцы и музыканты, скульпторы и актёры, изобретатели и конструкторы. Лестница этого дома помнит, как по ней поднимались и спускались поэтесса Н.М. Артюхова, художник Н.Д. Бартрам, артист балета Большого театра А.М. Гаврилов, скульптор В.И. Мухина (помните её известнейшую скульптуру «Рабочий и колхозница»?), исполнитель русских народных песен И.Н. Суржиков, минералог, кристаллограф и геохимик А.Е. Ферсман, мостостроитель Л.Д. Проскуряков, композитор Т.Н. Хренников (автор широко известной и любимой песни «Московские окна»), актёр театра и кино Ю.В. Яковлев. В память о двух последних талантливых людях на доме установлены мемориальные доски. А ещё вполне возможно, что это тот самый дом Мастера из романа Михаила Булгакова. Во всяком случае, его вторая жена Л.Е. Белозерская считает, что легендарный дом находился именно в Плотниковом переулке. А что точно известно, так это то, что в этом доме в квартире № 35 жил друг Булгакова П.С. Попов, и Михаил Афанасьевич частенько захаживал к нему в гости. Хотя двор дома и обнесён забором, но сколько раз я сюда ни заходила, и поздним вечером тоже, калитка всегда была открыта, несмотря на внешнюю видимость закрытости. Её просто надо толкнуть.
Ещё не устали от моих рассказов? Ну, уж прогулка-то вас точно не утомила – переулок довольно короткий. Давайте пройдём дальше по той же чётной стороне к дому № 6/8 – он второй после пересечения с Гагаринским переулком. Это бывший доходный дом, построенный в стиле модерн в 1909 году по проекту архитектора Г.К. Олтаржевского (его брат Вячеслав тоже был архитектором, но более именитым). Известен под названием Второй торгово-промышленный дом. Пятиэтажный дом примечателен своими барельефами. На барельефе над парадным входом изображены античные герои, а над окнами четвёртого этажа дом опоясывает лепной фриз с античными профилями и орлами в середине венков. Присмотритесь к барельефу над парадным входом. Вас не удивляет несколько чужеродный элемент среди античных героев? Да, да, это более позднее «украшение» дома. Я такое встречала и на некоторых других московских домах. Думаю, и вы тоже. Это знак ОСОАВИАХИМ СССР – Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР, которое действовало с 1927 по 1948 год. Каждый советский гражданин должен быть готов защитить Отечество, которое окружали многочисленные враги. Сначала для членов Общества были разработаны и выпущены нагрудные знаки – автором стал художник и скульптор Георгий Алексеев. В 1937 году вышло Положение о настенном знаке ОСОАВИАХИМ. Знак помещали на стену дома, где все жильцы дома, включая детей от 12-ти лет и старше, сдали нормы «Готов к ПВХО» I ступени, и на каждые 100 жильцов было не менее одного значкиста «Готов к ПВХО» II ступени и одного инструктора по герметизации жилищ от отравляющих веществ. При этом требовалось выполнить ещё ряд условий. Кому интересно, найдите в Интернете это Положение и почитайте. Так вот, как видим, настенный знак на этом доме сохранился в хорошем состоянии до наших дней – значит, все его жильцы были в своё время настоящими патриотами, готовыми встать на защиту страны. Вот так-то!
Полюбовавшись барельефами и советским знаком на доме, пересечём Малый Могильцевский переулок (ну, и название!) и перейдём на нечётную сторону Плотникова переулка. Здесь определённый интерес представляют дома № 3 и № 1. Пятиэтажный дом под номером 3 был построен в начале XX века по индивидуальному проекту архитектором немецкого происхождения Г.А. Гельрихом. Хотя в Интернете гуляет информация, что этот дом 1830 года постройки, это не так. Гельрих построил много, в основном доходных, домов в Москве. Он был крупным мастером модерна. По мнению искусствоведа М.В. Нащокиной, доходные дома Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна. Этот его пятиэтажный дом декорирован барельефами – женскими и мужскими головками, а также головами львов и баранов. По центру над окном 3-го этажа – большой барельеф с античными фигурами. Но самое, на мой взгляд, интересное – это пегасы. Присмотритесь, и вы их, наверняка, увидите!
А дом № 1 на углу, на пересечении с Глазовским переулком, сейчас клубный дом «Плотникoff». А ведь до 2012 года на этом месте стоял двухэтажный дом конца XIX – начала XX века, украшенный изящным вензелем с буквой «В». В 2003 году Правительство Москвы приняло решение о его реконструкции, которую поручили ООО «Подъём». Здание обнесли строительной сеткой, возвели леса, были начаты кое-какие работы, но потом, как часто бывает, они заглохли. Спустя почти 10 лет работа вновь закипела, но к ужасу москвичей – защитников московской старины – дом быстренько сломали, практически весь. Оставили лишь небольшой кусок углового фасада. И к нему пристроили современное клубное здание, надстроив ещё одним этажом. Вот такая «реставрация» по-московски! Хотя некоторые специалисты или считающие себя таковыми говорят, что это неплохая стилизация под модерн.
И, наконец, изюминка, этакая вишенка на торте Плотникова переулка. Это дом № 4/5 на углу с Малым Могильцевским переулком. Я специально приберегла его на сладкое. Доходный дом по заказу Г.Е. Бройдо построен в стиле модерн в 1907 году архитектором Н.И. Жериховым и известен как «Дом с писателями». Это совершенно уникальный, единственный в своём роде дом в Москве. На уровне второго этажа его опоясывает скульптурный фриз с изображениями стоящих и тесно прильнувших друг к другу фигур. Присмотритесь! Узнали? Да, да, там среди других фигур (Аполлон и музы) легко узнаваемые наши известнейшие поэт и два писатели – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и Н.В. Гоголь! Согласитесь, что сцены довольно фривольные и даже эротические. Есть версия, но скорее всего, городская легенда, что в далёком прошлом здесь размещался дом терпимости, куда захаживали писатели и поэты – отсюда и такие пикантные позы. Я лично узнала об этом «Доме с писателями», когда вознамерилась более детально ознакомиться с темой, поднятой одним нашим игроком в своём тайнике о «ночных бабочках» и московских весёлых домах.
Примечательно, что фигура Л.Н. Толстого на фризе – первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения. Скульптор фигур точно неизвестен, но предполагают, что это Л.С. Синаев-Бернштейн. Согласно этой версии первоначально скульптурный фриз «Парнас» предназначался дляМузея изящных искусств на Волхонке, но был отвергнут заказчиком – основателем и первым директором музея И.В. Цветаевым (кстати, напомню, что это отец известной поэтессы Марины Цветаевой) из-за фривольного содержания. И фриз каким-то образом попал на дом Бройдо. Но это всего лишь предположение. Как всё произошло на самом деле никто достоверно так и не знает.
То, что вы сейчас можете в мельчайших подробностях рассмотреть все детали уникального фриза – так это благодаря проведённой в 2018 году реставрации дома. За 10 лет до этого фасад дома, а особенно скульптурный фриз находились в плачевном состоянии. Некоторые скульптуры частично или полностью разрушились, также были утрачены маскароны. В 2009 году дом включили в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2013 году был разработан научный проект реставрации фасадов, но работы всё никак не начинались. И только после того как в июле 2017 года почти целиком обвалилась одна скульптурная группа, дело сдвинулось с мёртвой точки. Утраченные детали фигур и некоторые фигуры полностью делали в мастерских, причём, как писали в СМИ, из того же материала, что и в 1907 году – фибробетона. Когда реставрация была завершена, дом вновь стал радовать своей архитектурной необычностью жителей и гостей столицы.
Вот наша прогулка по Плотникову переулку и подошла к концу. Надеюсь, она вам понравилась, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. Те, кого интересовали только историко-краеведческие и архитектурные моменты, могут самостоятельно прогуляться по другим Арбатским переулкам, а геокешеров ждёт, ну, конечно же, взятие тайника. :-))
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: