Слово «фолли» заимствовано в русском языке из английского (folly) или французского (folie), где оно, помимо таких значений как «глупость, дурь, вздор, безрассудство», имеет ещё и другое – «причуда, прихоть, каприз». Вот именно в таком значение оно и используется в архитектуре и ландшафтном дизайне. То есть фолли – это небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное, необычное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.
Здания-фолли можно встретить в самых разных странах и уголках мира. Одни просто интересны своей необычной архитектурой, другие – фантазийно-забавны, третьи вызывают добрую улыбку. У нас в игре есть несколько тайников, посвящённых фолли в Москве и Подмосковье:
На этот необычный дом-терем я обратила внимание ещё несколько лет назад, когда шла от метро «Полянка» по 1-му Хвостову переулку на наши тайники – один про дом купца Игумнова и другие два на Крымской и Якиманской набережных. У дома задержалась надолго, со всех сторон с интересом рассматривая и изучая это фолли в Замоскворечье. Была задумка тогда же создать тайничок. Да что-то она так и не воплотилась в жизнь. А на днях, опять оказавшись в тех краях, снова замедлила шаг и по новой начала с интересом разглядывать диковинку. Ну, вот на сей раз результат налицо и представлен вашему геокешерскому вниманию. :-)
Дом-терем – нет, это не староисторическая постройка, а новодел, возведённый здесь, в Замоскворечье, в 1997 году по проекту архитекторов А. Щукина и М. Леонова. Но дом очень своеобычен, ярок и красив – с башенкой, крышей-шатром, как у Ярославского вокзала и ГУМа, красивыми арочками, полукруглыми наличниками окон, узорчатыми гирьками, декоративными ширинками. И цвет у дома не скучно-обыденный, а яркий и весёлый – сочетание оттенков жёлтого, оранжевого и бежевого. Терем радует глаз, особенно в столь частую в столице пасмурную, тоскливо-серую, скучную погоду – медово-жёлтый, тёпло-янтарный, солнечно-охряный и вкусный кремовый. Ярко! Празднично! Жизнеутверждающе! А ещё я рассмотрела на тереме оттенок цвета, именуемый профессионалами «последний вздох жако» – жёлто-рыжий. Никогда не слышали? А вот, оказывается, есть такое удивительное название. Кому стало интересно – найдите сами в интернете и узнайте, как появилось такое диковинное название.
Знатоки да и просто любители архитектуры после этого краткого описание элементов богатого декора здания немедленно воскликнут – так ведь это же русское узорочье! И они будут совершенно правы. Да, дом построен в стиле «русского узорочья» – архитектурного стиля, сформировавшегося в XVII веке на территории Русского государства. Он характеризовался затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта зданий. Именно в таких домах жили бояре и зажиточные купцы. А московские купцы любили селиться именно в Замоскворечье. А ещё такой стиль очень характерен для церковных построек того периода.
Образцами «русского узорочья» в Москве могут служить Теремной дворец в Московском Кремле, палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, храм Святой Троицы в Никитниках, Церковь Знамения за Петровскими воротами (ныне храм ГУ МВД по Москве), Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Храм Николая Чудотворца в Хамовниках и несколько других московских церквей. Кое-какие из этих построек, думаю, хорошо знакомы геокешерам, поскольку к ним привязаны наши тайники.
Дом-терем был построен как жилой, а также для сдачи части помещений под офисы и торговые точки. Он пятиэтажный, его площадь около 3000 м². Квартиры, всего 6, огромные – от 160 до 300 м², с высокими трёхметровыми потолками. Конечно же, предусмотрен подземный гараж на 17 машин. Притеремная территория огорожена металлическим забором. Со стороны главного фасада ограда кованая, узорчатая и смотрится очень симпатично.
Уже несколько лет объявления о продаже особняка регулярно появляются на сайтах различных агентств недвижимости. Стоимость дома-терема варьируется от 1,2 до 1,5 миллиардов рублей. Интересно, что в одном из объявлений о продаже дома был указан телефонный номер с кодом Швейцарии. Но за все эти годы покупателя так и не нашлось, и дом пустует. Точно такая же история приключилась и с другими необычными домами – на дом-яйцо в Москве и дом-слон в Подмосковье желающих приобрести их и жить в этих архитектурных диковинках что-то никак не находится.
Но с архитектурной точки зрения такие дома очень эффектны, разнообразят и украшают привычную застройку. Дом-терем входит в топовую пятёрку самых необычных домов столицы. Строился терем тщательно и с любовью. Говорят, что один из авторов проекта – Александр Щукин – чуть ли не жил на стройке, собственноручно создавая некоторые элементы декора и показывая рабочим, как нужно класть кирпичи.
Приведу здесь мнение о доме-тереме специалиста в области архитектуры Анны Гарднер. Вот что она пишет: «…Это прорыв в новое пространство. Когда нечто по-настоящему удается, возникает эффект цепной реакции – смыслы начинают пристраиваться один к другому уже независимо от того, что было вначале. Дом этот становится вдруг воплощением духа Замоскворечья с его разнохарактерной застройкой, с его иррациональной планировочной структурой, с принципиальной эклектичностью его застройки, с его милыми особнячками, чьи формы, восходя к классическим канонам, тоже кажутся их совершенной деконструкцией. Дом становится воплощением духа Москвы со всеми теми же чертами характера «genius loci» («гений места»), что и у Замоскворечья, только в большем масштабе. Наконец, он кажется едва ли не единственным на сегодняшний день найденным, эстетически убедительным вариантом русского стиля в современной практике». Вот так – гений места! Ни больше ни меньше.
Небольшой краеведческий бонус
Раз уж вы оказались здесь, то можете ознакомиться с ещё кое-какими историческими интересностями по соседству с домом-теремом. Слева от дома-терема находится трёхэтажный дом, с первого взгляда вроде бы ничем не примечательный – разве что привлекает к себе внимание синим цветом стен, облицованных плиткой. Но первое впечатление обманчиво. Это старое или первое Афонское подворье в Москве русского Свято-Пантелеймонова монастыря, известное как Полянский дом, потому что расположено в районе Большой Полянки. На Таганке, там, где Швивая горка, в 1991 году при церкви великомученика Никиты учредили новое Афонское подворье. Старое Афонское подворье в Москве ведёт своё начало с 1879 года, когда известная благотворительница А.А. Смирнова подарила монастырю свою усадьбу на Большой Полянке. Для строительства и развития подворья много сделал его настоятель преподобный Аристоклий (в миру Алексий Михайлович Амвросиев, 1846–1918), старец Афонский и Московский, чудотворец. В 1909–1918 годы на подворье были построены два трёхэтажных здания. В одном разместилась библиотека, а другое было отдано под богоугодные заведения. В нём на третьем этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Там же находилась и келья преподобного Аристоклия, где он принимал посетителей.
Святой старец Аристоклий прославился своим редким даром предвидения и исцеления как душевных, так и физических ран и болезней. Он слыл чудотворцем, и люди шли к нему за молитвой, советом, наставническим словом и исцелением. Говорят, что многие получали то, что так желали и о чём просили. Старец передавал нуждающимся многочисленные пожертвования верующих: оплачивал обучение неимущим, устраивал жизнь многих людей. Благодаря стараниям Аристоклия начал издаваться журнал «Душеполезный собеседник», в котором публиковались жизнеописания русских монахов на святой горе Афон, письма старцев к своим духовным чадам, мудрые мысли святых отцов.
В 1912–1917 годах здесь находился приют для воинов – участников Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В начале 1923 года подворье было закрыто, строения отданы под жилье, а позже под общежитие фабрики «Ударница». В 1969–1970 годах другие постройки подворья в районе Большой Полянки были снесены для строительства жилого дома. Сохранилось только это трёхэтажное строение. В настоящее время здание возвращено Афонскому Пантелеймонову монастырю. Здесь располагается Музей русского Афона. Сохранили и келью преподобного Аристоклия, который в 2004 году был причислен к лику святых. Кому интересно, можно зайти посмотреть, где и как жил московский чудотворец.
А справа от дома-терема и сразу за углом налево сохранились главный дом и флигель городской усадьбы Хлудовых – московских купцов и крупных фабрикантов, владевших хлопчатобумажными фабриками. Первоначальные постройки относятся к концу XVIII века. Однако современное оформление фасадов главного усадебного дома датируется примерно 1860-ми годами. В целом фасад здания сохранил первоначальную композицию, которая была дополнена некоторыми декоративными элементами. В 1913–1914 годах в юго-восточном углу домовладения был построен четырёхэтажный доходный дом по проекту известного архитектора В.В. Шервуда-младшего. В 1940-е годы дом надстроили ещё двумя этажами. Дом создан в характерном для Шервуда стиле – с использованием элементов модерна и предконструктивизма. С 1915 по 1918 год, а также в 1922 году до отъезда в эмиграцию в этом доме в квартире № 7 жил писатель И.С.Шмелёв. Об этом можно прочитать на мемориальной доске, установленной на доме в 2000 году. Это последний московский адрес Шмелёва, а дом – единственный из сохранившихся в Москве, где он жил.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: