Екатерина Великая в Днепре [MV/28650]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Днепропетровская обл.
Ближайший нас.пункт
Днепр
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Екатериненская миля в начале ХХ века
Екатериненская миля в начале ХХ века
Первоначальный проект храма
Первоначальный проект храма
Памятник императрице в конце XIX века
Памятник императрице в конце XIX века
Без подписи
Без подписи
Автор: Инкохнито
Создан: 31.07.2022
Опубликован: 08.10.2022
(отредактирован: 09.10.2022)

Описание окружающей местности

                                                                                          «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лутчей удобности по правой стороне реки Днепра у Кайдака».

     В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие, дабы осмотреть "новоприобретенный край" - Южные земли империи. Во время этого путешествия императрица предполагала осмотреть Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества и Таврическую область. Подготовка к путешествию, которое первоначально предполагалось совершить в 1785 году, началась еще в 1784 году. По всему маршруту следования императорского поезда провели масштабные реконструкционные работы: починка дорог и мостов, строительство временных "путевых" дворцов, высадка деревьев, разбивка "аглинских садов".
     Основные заботы легли на плечи правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуя - Коховского. Некоторые исследователи считают, что именно он является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. Григорий Потемкин отреагировал на это предложение ордером (приказом) от 8 (19) сентября 1784 года: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки [через каждые десять верст], другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".
    В общей композиции миля аналогична "верстовым пирамидам", установленным в окрестностях Санкт-Петербурга по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1760-1780-х гг, однако типовой проект этих сооружений для Южной Украины не найден, и автор неизвестен…
    В настоящее время по пути следования кортежа императрицы полностью или частично сохранилось всего девять путевых миль (шесть в Крыму, две в Днепропетровской области и одна в Херсонской области), а верстовые столбы не сохранились вовсе, хотя еще в конце ХІХ — начале ХХ века историки-краеведы свидетельствовали о большом количестве таких обелисков. Три сохранившихся до сегодняшнего дня дорожных знака от Екатеринослава до Бериславля отличаются по внешнему виду от находящихся в Крыму. История их установки неизвестна, но можно предположить, что их также установили во время подготовки дороги к путешествию Екатерины II.
     В Днепре на Соборной площади стоит небольшой, сложенный из грубого камня обелиск. Большинство авторов путеводителей называют его «верстовой милей» времен Екатерины ІІ. «Екатерининская миля» является первой каменной постройкой города Екатеринослава на правом берегу Днепра.
    «Екатерининская миля» представляет собой четырехгранный обелиск в форме пирамиды с острым завершением, и с юго-востока примыкает к ограде Преображенского собора. На одной из сторон ее верхней части сохранился круглый медальон, вероятно для надписи, которая не сохранилась. Установлен обелиск на круглом постаменте из грубого камня со ступенями. Первоначально «Екатерининская миля» находилась на земляной насыпи, но в 1834 году во время строительства Преображенского собора эта насыпь была срыта, «миля» обложена полированным гранитом и ограждена.

     К приезду императрицы в Новых Кайдаках были проведены существенные строительные и декорационные работы, в гавани сооружена триумфальная арка, украшенная гирляндами из живых цветов и колосьев, и даже возведен деревянный дворец…  Дворец тот был, по существу, комплексом одноэтажных строений, отличался скромностью внешнего декора, однако был богато обставлен внутри. После путешествия императрицы дворец был перенесен в Екатеринослав и использован для размещения суконной фабрики. Этот дворец дожил до конца XIX века, когда был разобран из-за ветхости.
     В этом дворце и пребывала Екатерина два дня, 7 и 8 (18 и 19 по новому стилю) мая 1787 г. Компанию ей составил Австрийский император Иосиф II, прибывший инкогнито под именем графа Фалькенштейна (обе державы имели важные интересы в Причерноморье и на Балканах). История сохранила курьезный случай, произошедший после встречи монархов, известный как «Высочайший обед «у Кайдака». Из письма самой Екатерины II: «Их величества, поместившись в одном экипаже, одним духом, без остановки, проскакали 30 верст до Койдак. Но проскакав таким образом одни одинешеньки по полю (причем он рассчитывал обедать у меня, я же рассчитывала найти обед у фельдмаршала кн. Потемкина, а сей последний вздумал поститься, чтобы выиграть время и приготовить закладку нового города), мы нашли кн. Потемкина только что возвратившимся из своей поездки и обеда не оказалось. Но так как нужда делает людей изобретательными, то кн. Потемкин затеял сам пойти в повара, принц Нассауский в поваренки, генерал Браницкий в пирожники, и вот их величествам никогда еще, с самого дня их коронаций, не случалось иметь такой блистательной прислуги и такого плохого обеда; невзирая на то, кушали, много смеялись и удовольствовались обедом, приготовленным с грехом пополам…».
     9 (20) мая 1787 года утром Екатерина II выехала к местности неподалеку слободы Половицы для закладки Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава. Церемония основания Екатеринослава на Днепре поражала своей роскошью и надолго вошла в историю Российской империи. Редко какой город Европы основывали сразу два императора – российская императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II Габсбург.
       Для церемонии основания города была выбрана вершина горы в месте, где Днепр круто поворачивает на юг. Никаких сооружений нового города возвести еще не успели. На земле лишь отметили контуры фундамента будущего собора. Местом закладки будущего города была выбрана алтарная часть храма: «Там, где должен быть престол в соборе, выкопана была большая яма, наподобие «склепу» или пещеры, глубины почти сажень, ширины более двух сажней; для спуска в склеп сделаны были сходны, устланные, как и весь склеп, коврами».
      Императрица Екатерина II, Иосиф II и князь Г.А. Потемкин «чинно» сошли по ступенькам в «пещеру». Там архиепископ Амвросий произнес «славословие», прочитал молитву и окропил место закладки святой водой. Екатерина II положила первый камень в основание города. При этом были положены «8 разных монет, всего на сумму 67 рублей. Это были: золотой империал 1756 года и золотой полуимпериал 1785 года; серебряные – рубль 1780 года; 25 копеек 1765 года; 20 копеек 1785 года; 15 копеек 1781 года; 10 копеек 1769 года; 5 копеек 1745 года». Затем в основание храма была положена медная вызолоченная доска, с вырезанными словами: «Екатерина II, императрица всея России, во основание храма Преображения Спасителя нашего, первый камень положила 1787 года». Второй камень в основание собора и города положил император Иосиф II. Третий камень – князь Г.А. Потёмкин. Четвертый камень – архиепископ Амвросий. Пятый камень – губернатор (наместник) И.М. Синельников. Духовенство провозгласило «многая лета», прозвучало «ура» при звуке колоколов и оружейного залпа. Церемониал был окончен. Дальше императрица Екатерина II навсегда покинула Екатеринослав и больше здесь никогда не была.
     По планам князя Григория Потёмкина Екатеринослав (нынешний Днепр) призван был стать южной столицей Российской империи, что должно было проявиться и в величии главного собора – архитектурной доминанты города. Столичные амбиции проявились в выборе образца для собора – старейшей базилики Рима, церкви святого Павла “за стенами”... По первоначальному проекту успели заложить фундамент нового храма, но вскоре из-за недостатка в средствах и людях пришлось отказаться от первоначального размаха и значительно ограничить масштаб градостроительного начинания. Назначенный в 1788 году новым городским архитектором Иван Старов полностью перепланировал Екатеринослав, а также создал новый проект собора – более реальный и отвечающий сложившимся условиям. Но даже и этот, сильно урезанный проект, не был выполнен. После смерти Потёмкина ассигнования на строительство были ещё раз уменьшены, а после смерти Екатерины ІІ – полностью прекращены.
      В 1805 году местный землемер Неелов составил очередной проект Екатеринославского собора, но встретился с отказом императора Александра І. После этого разработка проекта была поручена известному русскому зодчему-академику А. Д. Захарову. Тот составил план в основных чертах повторявший его же Кронштадтский Андреевский собор, с поправкой на значительно меньший объём финансирования, и этот проект наконец был утверждён. После утверждения проекта в Екатеринославе возник спор о месте нахождения собора, который задержал строительство на много лет. После личного рассмотрения дела императором Николаем I было вынесено высочайшее решение, “что кафедральный собор не есть предмет ежедневной необходимости” и поэтому его можно построить на горе, на том самом месте, где его заложила Екатерина ІІ.
      20 апреля 1830 года начались подготовительные работы, а 22 мая того года состоялась повторная закладка собора. Строительство окончилось 9 мая 1835 года, а 29 июня того года собор был освящён. Стоимость собора составила 300 тыс. рублей, 100 тыс. из которых собрало местное население. Возведённый наконец храм был в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года. Значительно уступая по объему и оформлению, сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом Адриана Захарова, собор сохраняет характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала XIX века.
      Потолки и паруса сводов расписали академики живописи Безсонов, Сазонов и Теребенев в технике “сграффито”. Стены расписаны под цветной мрамор. Поначалу главным, после фресок, украшением собора был резной, белый с позолотой иконостас. Понемногу появились и другие ценности, украсившие собор. Много утвари, одежд и хоругвей были переданы в новый собор из ризницы бывшей кафедры – Успенского собора. Возможно, некоторые ценные вещи передавались из других церквей губернии. Помогали и меценаты: от помещика Герсеванова, подарившего собору картину “Неверный Фома” работы итальянского мастера Гверчино, до жителей Вознесенской слободы, в складчину купивших для собора икону Вознесения, которую потом каждый год торжественно привозили в слободу для праздничного богослужения.
      Одновременно со строительством собора вокруг него были проведены большие работы по благоустройству. Курган, на котором стояла Екатерининская миля, был подрезан с боков и обложен “диким” камнем. Площадку, образовавшуюся вокруг нее, и ведущую к ней лестницу вымостили чёрной аспидной плитой и обнесли металлической оградой. На фундаментах старого собора возле боковых входов и алтаря поставили ограду по проекту Николая Денисенко. В ограде, напротив алтаря, архиепископ Гавриил (Розанов) установил мраморную колонну в память о строительстве храма, специально вывезенную для этого из Херсонеса Таврического (Севастополя).
    Со времени возведения храм стал кафедральным собором Екатеринославской епархии. Собор оставался действующим до 1930 года. Богоборческие власти готовились закрыть и взорвать храм, а на его месте, согласно генеральному плану, воздвигнуть грандиозный памятник “вождю мирового пролетариата”. Эта информация не появлялась в прессе, но распространялась в среде людей творческих и людей науки. Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, разработал план спасения здания – превратить его в музей.
    План был принят и в 1931 году в закрытом соборе устроили первый в стране научно-атеистический музей. Во время переоборудования собора шпиль собора (возносившийся над всем городом), как “вещь идеологически вредная и невыдержанная”, был разобран. Четырехсотпудовый колокол верующие чудом успели закопать за оградой церкви. При этом, не смотря на разгул атеизма, Яворницкому удалось сохранить всё, что находилось внутри храма. Под видом музейного экспоната остался на прежнем месте уникальный иконостас собора, хотя снаружи здание уже лишилось былой красоты… Под видом музея храм встретил Великую Отечественную войну. В 1941 году, по разрешению немецких оккупационных властей, здесь на время возобновились богослужения.
       В 1946 году в ограде Преображенского собора на больших кострах было сожжено практически все, что находилось внутри – иконы, утварь, уникальнейший иконостас (как “вещь малоценная”). Тогда же исчезли сведения о большом четырехсотпудовом колоколе. Собор снова намеревались снести, освободив место для жилых домов, но затем было решено превратить его в склад бумаги издательства “Зоря”. Впоследствии собор признали памятником архитектуры. В 1968 году началась научная реставрация собора. В итоге, стараниями многих людей, облик собора приблизился к историческому. По окончании работ в 1975 году в соборе вновь открылся музей религии и атеизма, действовавший до 1988 года, а с 21 января 1992 года был официально передан Украинской Православной Церкви.

     Был в Днепре и памятник, посвященный Екатерине II. История этого памятника достаточно интересна. По одной из версий статуя Екатерины была заказана в далеком 1782 году у берлинского скульптора Мейера. Заказчиком был никто иной, как Григорий Потемкин. Он хотел установить памятник любимой у своего дворца, но не успел. Скульптура оказалась никому не нужна (в том числе и самой Екатерине). Сын императрицы Павел ненавидел все, что связано с матерью. Неудивительно, что после ее смерти в 1796 году, он тоже не особо интересовался скульптурой.
    Статую выкупил Афанасий Гончаров. Он был дедом жены Пушкина – Натальи Гончаровой. У семьи была парусно-полотняная фабрика в Калужской губернии. Там-то и хранилась статуя.  Когда к Наталье Гончаровой посватался Пушкин, возникли проблемы с приданным. Его не было. Все дело было в майорате. Заводом управлял брат Натальи, а сестрам он просто выплачивал часть прибыли. Деньги были мизерные, потому что дела на заводе шли плохо. Тогда в приданное Наталье решили дать "медную бабушку" (хотя, конечно, сделана статуя была вовсе не из чистой меди, но в письмах Пушкин называл ее именно так). Не один год пытался поэт продать статую, но она никому не была нужна. А деньги бы семье не помешали, учитывая постоянные карточные долги Пушкина.
    Наконец "медную бабушку" согласились взять на переплавку, но ее успел спасти екатеринославский помещик Коростовцев, который был проездом в Петербурге и случайно ее увидел. Благодаря этому, статую выкупили екатеринославские дворяне за 7 000 рублей серебром. В сентябре 1846 года памятник Екатерине уже стоял напротив главного входа в Преображенский собор (сейчас там находится фонтан за историческим музеем). В июне 1914 году монумент переместили с Соборной площади на бульвар Екатерининского проспекта напротив главного корпуса горного университета.
      После февральской революции 1917 года, когда уничтожали памятники всех императоров и царей, скинули и Екатерину. Историк Дмитрий Яворницкий решил спасти монумент. Тайно ночью вместе со студентами он перетянул статую к стенам музея и закопал под землю. Лишь в 1924 году, когда мирная жизнь вернулась в огромную страну, памятник откопали и установили среди половецких баб у музея. Однако во время немецко-фашистской оккупации статуя бесследно исчезла. После войны постамент перед Горкой долгое время пустовал. Лишь в 1971 году там установили памятник Ломоносову.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.