В Рославльских лесах на протяжении веков существовало такое уникальное явление религиозной и культурной жизни, как пустынножительство. Обитали монахи возле многих селений Рославльского уезда. Где позволяли благодетели, там и жили.
По мнению известного смоленского краеведа И. Орловского, возникновение села Екимовичи, существовавшего уже в XVI веке, принято связывать с именем монаха-отшельника по имени Яким. Местное предание гласит, что разбойники сожгли его келью, но икона, найденная в пепле, осталась невредимой. На могиле монаха была построена церковь, вокруг которой образовалось село, названное Якимовичи.
В 1807 году отставной гвардии поручик Стефан Фомич Повало-Швыйковский (близкий родственник одного из пустынников – преподобного Зосимы) подал прошение о строительстве деревянной церкви в своём сельце Екимовичи получил разрешение на строительство каменного храма. В 1817 году Повало-Швыйковский умер. По завещанию весь свой капитал он оставил на строившийся храм, а крестьян отпустил на волю с предоставлением им угодий.
Строительство было окончено лишь в 1823 году благодаря содействию душеприказчика Швыйковского Гильдельшанца и отца Геннадия. Церковь была освящена во имя Воздвижения Креста Господня. Село стало называться Воздвиженское (оно указано на карте межевания 1857 года), но сохранилось и закрепилось прежнее название.
В 1931 году Кресто-Воздвиженская церковь была закрыта и разобрана на стройматериалы. Село называется сейчас деревней Старые Екимовичи.
Следует отметить, что долгие годы именно Екимовичский приход являлся своего рода центром пустынножительства. Сейчас уже невозможно сосчитать, сколько монахов-отшельников освятили эту землю своими молитвами, совершая здесь подвиг веры и благочестия.
Но в основном все-таки отшельники концентрировались недалеко от деревни Кулешова Буда, на земле господ Броневских. Причем тут было как бы два центра: часть отшельников избрала себе местом обитания Монахов ров, поросший лесом овраг неподалеку от Буды, а часть поселилась на берегу реки Болдачевки, несколько ниже впадения в нее речки Фроловки. Между двумя этими монашескими поселениями было где-то около полутора километров.
На Болдачевке вместе со своим старцем Афанасием жили будущие преподобные Моисей и отец Антоний (в миру — Тимофей Иванович, 1782-1862 годы) Путиловы, основавшие в 1821 году знаменитый Предтечевский скит в Оптиной пустыни. Еще – Иларий и Савватий, ушедшие с Путиловыми в Оптину.
Именно в период проживания в рославльских лесах бывших московские купцов братьев Моисея и Антония Путиловых пришелся самый расцвет пустынножительства в рославльских лесах (1811-1821 года).
Монахов ров был заселен раньше, чем Болдачевка. Похоже, именно он изначально притягивал к себе отшельников. Это очень сильное место. В 80-х годах 18-го века там жил выходец из Площанской пустыни (это около Севска) Адриан с учениками Иоанном, Василиском и Зосимой, в честь которого Достоевский назвал своего старца в «Братьях Карамазовых». У Адриана вышла неприятность с властями из-за местных попов, которые, видя, как к нему тянутся люди, побоялись лишиться доходов и в 1790 году донесли на него. Пришлось перейти в Петербургскую епархию, где Адриан вскоре стал настоятелем Коневецкого монастыря. За ним потянулись ученики.
Одновременно с Адрианом и после него в Монаховом рву в разное время живали ушедший на покой архимандрит Никандровой пустыни Геннадий со своим учеником Авраамием, а также – Иаков, Селевкий, Арсений, Дорофей, Досифей, Никита, прославившийся после смерти чудесами.
Вот лишь некоторые пункты, где жили монахи: Екимовичи, Богданово, Савеево, Кривотынь, Межево, Остров...
Пустынножители Рославльских лесов схимонахи Никита и Феофан причислены к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии.
Согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал №126), днем памяти преподобного Никиты установлено 29 марта (11 апреля), в день его преставления, а преподобного Феофана - 15 июня (28 июня), также в день преставления.
Благодаря инициативе местных жителей, было найдено то место, где стоял большой красивый храм. Раньше рядом с церковью находились могилы священнослужителей и семейное захоронение здешнего помещика Мясоедова.
С помощью местных активистов на месте разрушенной церкви установили Поклонный Крест.
Теперь там есть и часовенка. Часовня Никиты Рославльского.