Существует несколько мифов, объясняющих извержения Этны. Древние греки, которые хорошо знали Сицилию, считали, что внутри Этны находится мастерская Гефеста - бога огня и кузнечного ремесла. Согласно мифу о гигантомахии (войне богов олимпийцев с мятежными младшими богами-гигантами) во время битвы Афина придавила бессмертного гиганта Энкелада этой горой. Энкелад иногда пытается выбраться на поверхность, и тогда, по представлениям древних, вулкан просыпается, и начинается извержение. В той битве олимпийцы победили благодаря Гераклу: - «Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.»(1) Согласно еще одному греческому мифу, под Этной Зевс некогда заточил за неповиновение Тифона - стоглавое чудище, которое с тех пор в гневе извергает пламя из всех своих глоток. Этот миф сохранился до наших дней в изложении древнегреческого поэта-лирика Пиндара. (2)
Те же, кого не полюбит Зевс, Трепещут, заслушав зов Муз Пиерид, что летит над землей И над бездной никем не смиренных морен. Тот всех больше, кто в Тартар страшный низвергнут, противник богов, Сам стоголовый Тифон {в}. Пещера в горах Встарь, в Киликийских {г}, его воспитала, носившая много имен, Ныне же Кумские {д} скалы, омытые морем, И сицилийской земли пределы Тяжко гнетут косматую грудь. В небо возносится столп, Снежно-бурная Этна, весь год Ледников кормилица ярких.
Там из самых недр ее неприступного пламени ключ Бьет священной струей. И текут Днем потоки рек, испуская огнистый дым, Ночью ж блеском багровым пышет огонь; Целые скалы вниз он, вращая, мчит С грозным шумом в бездну пучины морской. Страшный ток Гефеста {е} чудовищный этот зверь {ж} Ввысь посылает. И дивное диво Это для всех, кто увидит сам; Диво для всех, кто о том Слышит рассказы.
Тому, кто в Этне связан лежит, с темнолистовых вершин Вплоть до самой подошвы горы, Острый край утесов согбенную спину рвет. Если мог бы угодным стать я тебе, Зевс! Посещаешь эту вершину ты, Этих стран богатых чело. И теперь Град соседний именем этой горы нарек Славный строитель его. Это имя Крикнул глашатай пифийских игр, Где победил Гиерон В конском ристанье.
Примечания: в - По мифу, огнедышащий змей Тифон - сын Тартара и Геи (богини земли), предводитель Титанов, боровшихся против Зевса и побежденных им. г - Киликия - область в Малой Азии. д - Кумы - город в Италии близ Неаполя. е - Гефест - бог огня; Гефестов ток - огонь. ж - Подразумевается Тифон.
А вот как этот же миф описывает Эсхил (3)
Еще мне вспомнить горько Киликийских гор Кочевника, диковинное чудище, - Тифона стоголового, рожденного Землей. Восстал отважно он на всех богов. Пылая, страшно скрежетали челюсти. Из глаз горгоньих стрелы молний сыпались. Грозился силой Зевса расточить престол. Но Зевса гром бессонный сбросил в пыль его, Упавший с неба, полохнувший пламенем, Смирил он похвальбу высокомерную. В подсердие ударил, и свалился брат, В золу испепеленный, в головню сожжен. Беспомощная туша исполинская Простерлась грузно у пролива узкого, Раздавлена корнями Этны. Ночь и день Кует руду Гефест на круче кряжистой. Но час придет, и вырвутся из черных недр Огня потоки. Челюстями жадными Сглодают пашни спелые Сицилии. Расплавленное, огненное бешенство, Всепожирающую ярость вырыгнет Тифон, хоть Зевса он обуглен молнией.
А сколько есть мифов в которых Этна только упоминается? Вспомним лишь самые известные:
1. В "Одиссее" Гомера говорится, что в пещере на склоне этой горы жил одноглазый Полифем - циклоп, который захватил Одиссея и его спутников. (4)
2. В недрах Этны скрывалась, из страха перед ревностью Геры, одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии муза Талия. Там же она родила от Зевса демонических существ – паликов.
3. В мрачных пещерах Этны живут тени киклопов, убитых Аполлоном в отместку за убийство Зевсом его сына от Корониды – Асклепия. Миф гласит, что сам Аид выдвинул против Асклепия обвинение, заявив Зевсу, что власть его все уменьшается, поскольку умирающих становится все меньше, так как Асклепий исцеляет их. В гневе Зевс убил Асклепия, поразив его молнией, а возмущенный этим убийством Аполлон умертвил киклопов, которые изготовляли для Зевса молнии.(5)
И, в заключение, приведем легенду об Эмпедокле (6)
Эмпедоклу не давали покоя лавры Пифагора. Он тоже хотел быть пророком и чудотворцем. Когда ему предложили царскую власть, он отверг ее: «Лучшее из растений — лавр, из животных — лев, из людей — мудрец, а вовсе не царь». Держался он еще величавее, чем царь, носил пурпурный плащ, золотую повязку на голове и медные сандалии. Учение свое он изложил стихами и читал эти стихи в Олимпии. А когда в Олимпии его колесница одержала победу на играх, он принес в жертву быка из медового теста и пряностей, потому что пифагорейский закон запрещал убивать животных. В одном городе люди часто болели оттого, что вода в реке была нездоровой. Эмпедокл провел к ней канал от другой реки, и болезни прекратились. Вдругом городе вода была здоровой, а люди все равно болели. Эмпедокл догадался, что это оттого, что ветры, дующие на город из за гор, были нездоровыми; он приказал загородить бычьими кожами ущелья в горах, и болезни прекратились. С этих пор его прозвали «ветроловом». В этом был не только восторг перед его проницательностью, но и насмешка над его тщеславной погоней за почестями. Тщеславен он был до крайности и считал, что равных ему нет на свете. Однажды он сказал Пармениду: «Трудно найти истинного философа!» — «Да, — невозмутимо ответил Парменид, — для этого надо самому быть истинным философом». Он не хотел умирать, как все люди, а хотел сжечь себя, как Геракл, чтобы сделаться богом. Почувствовав приближение смерти, он вскарабкался на огнедышащую Этну и бросился в ее жерло. Лава выбросила на склон его медную сандалию.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: