Более ста лет назад жилищный вопрос в Петербурге стоял ещё более остро, чем сейчас. Частных квартир не существовало. Или аренда квартиры в доходном доме, или покупка собственного дома. Снять жильё всегда было не дешёвым удовольствием. Часть квалифицированных рабочих могла себе это позволить, но они были скорее исключением из правил. В лучшем случае рабочие жили в общежитиях. В худшем – в бараках (известно, что рабочие ютились в них по несколько семей в комнате). До сих пор существующие коммуналки появились именно как следствие попытки советской власти расселить рабочие бараки, таким образом, решить квартирный вопрос.
Из-за необходимости хоть как-то улучшить быт рабочих, ещё до революции в прогрессивных кругах родилась мысль о создании рационального, компактного и дешёвого жилья. И именно Гаванскому городку отводилась роль градостроительного и социального эксперимента. Он стал одним из первых рабочих городков, возведенных в Петербурге.
Строительство городка велось по инициативе ученого-юриста Дмитрия Андреевича Дриля, учредившего в апреле 1903 года «Товарищество устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения» (позднее – «Товарищество борьбы с жилищной нуждой»). Оно функционировало как современный благотворительный фонд, собирающий деньги на какой-либо проект. Главной задачей товарищества было создание "гигиенических, рационально устроенных жилищ для бедного населения".
В 1904 году у принцессы Е. Г. Саксен-Альтенбургской под строительство был приобретен обширный участок. Авторами проекта Гаванского городка, разработанного в 1903 году, были гражданские инженеры Н.В. Дмитриев и В.А. Федоров.
В городок входят пять домов по Малому проспекту Васильевского острова и Гаванской улицы. Адрес – Гаванская улица 47 с литерами.
Скромный облик однотипных зданий отвечал новой тенденции в повторности, типизации форм. Новизна комплекса заключалась в отказе от традиционной сплошной застройки по периметру участка. Дома поставлены отдельно вдоль улиц или параллельно друг другу – в системе строчной застройки. Между ними уютные озелененные дворы.
В отделке зданий жилого комплекса использована кирпичная кладка и штукатурная облицовка. Привлекают внимание деревянные кронштейны под крышами.
Социальным и градостроительным экспериментом при возведение Гаванского городка являлось устройство жилого комплекса для рабочих с учреждениями культурного и бытового обслуживания. Комплекс включал три дома для семейных с компактными квартирами в 1-3 комнаты без коридоров, два дома для холостых гостиничного типа, а также детские ясли, школу, магазин, столовую, амбулаторию, библиотеку и лекционный зал. Городок был рассчитан на 1000 жителей.
Даже сейчас, и тем более на момент постройки в 1904-1906 годах, этот район – окраина Петербурга. Только тогда ещё и рабочая окраина.
В городке селились сравнительно привилегированные слои населения Гавани – мастера и служащие заводов. Все они числились арендаторами, но арендная плата здесь была меньше, чем в среднем по доходным домам Петербурга более чем на треть.
Некоторые считают этот городок прообразом будущих жилмассивов и микрорайонов, в чём можно убедиться, прогулявшись по соседним кварталам «хрущёвок». Причём нужно сказать несколько добрых слов в адрес тех, кто проектировал кварталы массовой жилой застройки 1960-х годов: высотность советских кварталов не перекрывает высотности старой застройки.
Своей необычностью и нарядностью на фоне соседних зданий Гаванский городок до сих пор привлекает внимание прохожих.
______________________
На брандмауэре одного из домов Гаванского городка есть огромное живописное панно высотой в 15 и шириной в 5 метров. Есть две версии, когда оно появилось.
По первой версии панно называется «Вода – это жизнь». И на нём аллегорическое изображение Матери-Земли. Нарисовано за две недели летом 1990 года художниками из США в рамках американо-советского проекта «Все за одну Землю». Тематика и цвета напоминают традиционные мексиканские муралы, возможно, потому, что все зарубежные авторы имеют латиноамериканские корни.
По второй версии, более распространённой, на панно изображён Будда под деревом в сиянии света. Оно появилось в начале 1980-х годов стараниями группы молодых художников – студентов Мухинского училища. Работа по созданию панно заняла почти полгода ежедневного труда. Краски клали квадратами – собирали картину по кусочкам, как мозаику. Рисовали в средневековой технике (на сырую штукатурку), которую применяли художники Флоренции, Парижа и Лондона, например Леонардо да Винчи. Рисунок с высохшей штукатурки не трескается от времени, не расползается после дождя и не выгорает на солнце.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: