Автор: deli kaplan
Создан: 07.07.2022
Опубликован: 08.07.2022
(отредактирован: 10.07.2022)
Компаньоны: Белый кешер
Описание окружающей местности
Столетиями освещенное молитвами место возле самого сердца (главных крепостных ворот Одун Базар Капусу) великого Гезлева, где размещалась главная иудейская святыня оживленного черноморского порта, являлось сосредоточием религиозно-культурной жизни многочисленной еврейской общины. Но шли годы, и небольшое пришедшее в ветхое состояние здание перестало соответствовать возложенным на него обязанностям. На прежнем столь престижном месте в 1895 году увидело свет новая главная евпаторийская синагога по проекту городского архитектора Адама Людвиговича Генриха, но спроектированное в границах предыдущей постройки в скором времени и это сооружение уже не соответствовало запросам торговой элиты еврейской общины. В начале 1911 года вопрос о перестройке недавно сооруженного храма разделил на две противоборствующие части представителей иудейской религии Евпатории: приверженцы этой идеи, принадлежавшие к более зажиточной торговой ее части, и противники — ремесленники со значительно умеренным доходом. Но, не смотря на конфронтацию, все же 26 июня произошла торжественная закладка первого камня новой синагоги на месте ранее разобранной предшественницы, а спустя год (19 июля 1912 года) — нововозведенный на средства еврейских купцов I и II гильдий по проекту все того же А.Л. Генриха молельный дом распахнул свои двери перед верующими. Ремесленными же иудейскими объединениями для своих религиозных нужд буквально в двух кварталах была тогда же сооружена синагога Егие Капай.
Потом будет короткий миг торжества длинною в пять лет, когда сам император всероссийский Николай II (1868 – 1918) почтил стены главной синагоги, получившей наименование в честь рода занятий своих меценатов – Купеческой, своим присутствием во время своего последнего визита на Крымский полуостров 16 мая 1916 года. Последовавший за этим период неопределенности 20-х годов ХХ столетия, связанный с приспособлением к новым реалиям новой страны советов (закрытие, перерегистрация, открытие под угрозой ликвидации…), был усугублен еще и сказавшимися на состоянии храма последствиями разрушительных землетрясений 1927-го. Так что год спустя после обследования здание было признано аварийным и изъято из пользования еврейской общины Евпатории, а в 1929-ом после проведенного капитального ремонта, который полностью обезличил некогда прекрасную Купеческую синагогу, его передали клубу кустарей и крымчаков. Но спустя считанные годы бурный ХХ век вновь преподнес иудейскому храму новый сюрприз — его передали на баланс евпаторийскому заводу безалкогольных напитков, который приспособил здание под хозяйственно-складские нужды, внеся соответствующие перестройки и не считаясь с ценностью архитектурного объекта.
Минувшие десятилетия и эхо тяжелый дней Второй мировой, которая внесла свою лепту в дело разрушения главной синагоги города на северном берегу Каламитского залива, превратили к началу нового тысячелетия памятник архитектуры в мрачного серого великана, доживающего свой век на задворках истории с электрической подстанцией во чреве.
Лишь в 2009 году наметился поворот к лучшему в судьбе еврейской жемчужины — был разработан проект по восстановлению храмового здания, отреставрированы внешние фасады, начата работа по возвращению здания в коммунальную собственность, которая успешно была завершена в 2013 году.
Как выглядела синагога в годы своего расцвета: Небольшой прямоугольник (20м х 16м) главной Купеческой синагоги Евпатории сложенный из известняка мамайских пластов залегания на одной из центральных улиц Старого города (Караимской) изначально центральным симметричным фасадом с двумя двухъярусными ризалитами под стрельчатыми крышами по бокам, в которых находились женский и мужской входы, и арочной закрытой галерей второго яруса был обращен на север. Основной периметр здания покрывала двухскатная крыша, а внешний фасад насчитывал пять арочных окон на каждом ярусе. Из внешнего убранства стоит еще отметить круглые окна в межэтажном пространстве центрального объема, а из внутреннего (ныне практически утраченного) — деревянные резные арочный алтарь с колоннами, женский балкон на четырех колоннах вдоль трех стен, две кафедры для чтения свитков Торры, шкаф для хранения религиозных текстов и почти сотню скамьей.
Ныне от творения Генриха с его круглым окном со звездой Давида над алтарем и ажурными балясинами отделки галереи второго яруса, резными дверями центрального входа и межоконной балюстрадой остались лишь лопатки ризалитов да объемное оформление с замковым камнем оконных и дверных ниш, закутанное в современную облицовку.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: