К концу XIX века Самара активно застраивается новыми домами. В центре – селятся известные люди, могущие себе позволить дорогие проекты, пригласить именитых архитекторов, скульпторов и воплотить в камне все свои пожелания. В тренде – расцвет модерна, но некоторые домовладельцы обращаются к классическому исполнению.
Так, в стиле лучших домов Санкт-Петербурга, самарский присяжный поверенный Пётр Павлович Подбельский строит трёхэтажный особняк на Саратовской улице (в разные времена она носила разные названия: Николаевская, Симбирская. С 1853 года – Саратовская. В 1915-м году переименована в Челышовскую. И, наконец, в 1925 году обрела нынешнее имя улицы Фрунзе).
В то время трехэтажные особняки в городе были большой редкостью. На момент постройки это был один из самых высоких домов на улице. Создавали эту красоту по проекту городского архитектора Александра Щербачева.
Петр Павлович был весьма уважаемым в городе человеком. Кандидат права, он являлся одним из организаторов яхт-клуба в Самаре.
В этом доме жил и сын Петра Павловича, Георгий Петрович Подбельский (1882-1955). Г. П. Подбельский увлекся рисованием с 12 лет. Учился у Ф.Е. Бурова, затем у К.Н. Воронова, а позже в Москве, в вечерней школе Станислава Жуковского и в школе Константина Юона. Параллельно с этим, он получил в Москве и юридическое образование. Закончив в 1915 году университет, Георгий Петрович, как и его отец, был принят в число присяжных поверенных Самары.
В газете "Голос Самары" публиковались его карикатуры, рассказы и фельетоны под псевдонимом Тор, он активно участвовал в художественной жизни Самары, входил в кружок самарских художников.
После революции все имущество Подбельского было национализировано. Несмотря на все трудности, Георгий Петрович не просто выжил, он обрел уважение и признание в новой жизни. В 1920-х он участвовал в различных выставках. В 1930-40 занимался преподавательской деятельностью. В определенный период был секретарем правления Самарского филиала Ассоциации художников России.
В 1955 году жизни Георгия Петровича Подбельского трагически оборвалась. Старый больной художник, оставшись один (жена и дочь уехали на время) в комнате, замерзнув, придвинул к себе электрический отопитель и от него загорелась одежда на нём. Спасти Георгия Петровича не удалось.
Но вернёмся к атлантам: фасад здания можно охарактеризовать как эклектику, но в целом оно больше тяготеет к неоклассицизму. Его украшают статуи атлантов и кариатид.
Долгое время на памятник архитектуры нельзя было взглянуть без слез. Краска осыпалась, у атланта отсутствовали руки, а одна кариатида лишилась головы. Долгожданную реставрацию начали в 2018 году. Скульптуры демонтировали и увезли. Реставрация, как обычно, сопровождалась серией уголовных дел о мошенничестве подрядчиков, тяжбы идут и по сей день. Сейчас Гераклы вернулись на место целыми и обновленными. Если сравнивать атлантов на доме Подбельского и Шихобалова, то более грозными и детальными выглядят последние. Но есть еще один пример – но о нём в другом тайнике, посвящённом ещё двум из шести самарских атлантов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: