Начало XX века стало временем расцвета финской национальной культуры. Если до этого местные архитекторы в большинстве своем следовали за тенденциями, определяемыми российской и в первую очередь Петербургской архитектурной школой, то на грани веков произошел резкий перелом. Новое поколение финских архитекторов, на волне становления национального самосознания, выбрало самобытный путь развития. Более того, творчество финских архитекторов того времени оказало заметное влияние на российский модерн и конструктивизм. А его наиболее яркие представители получили международное признание. К числу этих успешных и амбициозных творцов принадлежал и Алвар Аалто.
Постройки А.Аалто раскиданы по многим странам и континентам. Но ряд ключевых программных сооружений находится на территории Финляндии. Те, кто посещал Хельсинки, могут вспомнить такие известнейшие сооружения, как дворец «Финляндия» и комплекс зданий политехнического института в Эспоо (район Хельсинки). Эти постройки принадлежат уже зрелому мастеру, а одним из первых его сооружений, принесших международную известность, стала библиотека в Выборге.
Следует отметить, что проекты библиотек составляют целое направление в творчестве А.Аалто. За свою жизнь он стал автором 11 зданий общественных центров, ядром которых служат библиотеки. Большая часть из них расположена, как и следовало ожидать, в Финляндии, три – в Германии и по одной в Исландии и США. Но именно библиотека в Выборге стала первой в этом ряду. При ее создании А.Аалто развил принципы построения библиотечного пространства, которые использовал в дальнейших работах. Интересно, что, по мнению ряда специалистов, этот первый проект молодого архитектора является лучшим среди всех его библиотечных построек. По видимости очень много сил и молодого задора вложили А.Аалто и его первая жена Айно Аалто (она тоже была архитектором и дизайнером) в эту разработку.
В чем же состоит особенность библиотеки в Выборге? На первый взгляд это белое невысокое здание можно принять за постройку 80-х годов советского времени. Однако, сооружение А.Аалто было создано на полвека раньше, и скорее оно могло повлиять на творчество советских архитекторов. При более внимательном осмотре здания, начинаешь понимать, что это сходство поверхностное. Особенности постройки кроются в деталях, которые становятся заметны при внимательном знакомстве. Непривычное расположение окон и входов в здание, биоморфный изгиб деревянных элементов отделки, разнообразие светильников простых и одновременно выверенных форм, продуманность расположения помещений – все это отличительные черты библиотеки А.Аалто.
Целью архитектора было создать здание оптимальное в функциональном смысле, которое будет максимально естественным и комфортным для работников и посетителей. Принцип естественности перекликается в творчестве А.Аалто с идеей близости к природе. Этой идеей пронизаны все этапы разработки проекта. Известно, что архитектор много экспериментировал с моделью постройки, выбирая наилучшее расположение помещений с точки зрения освещенности. Расположение библиотеки изначально задумывалось в окружении зелени, садовых деревьев. Наконец повышенное внимание уделялось выбору естественных материалов для постройки.
Анализ новаторских идей А.Аалто, реализованных при создании библиотеки в Выборге, является прерогативой специалистов. В данном случае я просто отмечу те моменты, которые мне, как дилетанту в этой области, показались интересными в ходе экскурсии по зданию библиотеки.
1) Активное использование различных естественных и искусственных источников света. Наибольший интерес представляют световые окна в крыше здания. Всего этих окон 57. Каждое представляет собой усеченный конус с двойным остеклением: наружным и внутренним. Причем наружное стекло держится под действием своего веса (200 кг). Применение потолочного освещения позволило максимально полно использовать освободившееся пространство стен для расположения стеллажей с книгами и картотекой. С другой стороны, считается, что верхнее естественное освещение наиболее благоприятно для работы с печатными изданиями.
Интересно, что при этом детский зал библиотеки оформлен большими окнами, выходящими на южную сторону. Такие окна, сделаны не случайно именно в детских помещениях – яркое солнечное освещение должно создавать атмосферу радости. Кроме того, хорошая естественная освещенность, по мнению современных гигиенистов, необходима для здоровья детей.
Однако, библиотека не могла обходиться только естественным освещением. Продуманно расположенные светильники создают атмосферу уюта и тепла, которая так необходима в долгие зимние вечера. В интерьере здания используется множество типов дизайнерских светильников специально сконструированных А.Аалто и его женой. Реставраторы сумели воссоздать эти светильники в первозданном виде по чертежам и единичным сохранившимся образцам.
2) Зонирование пространства библиотеки.
Внутренняя структура библиотеки включает несколько непересекающихся групп помещений. Переходы между этими группами есть, но изначально они были доступны только библиотечным работникам. По сути именно группа помещений предназначенных для работы библиотекарей образует основную зону. Эти помещения связаны единой системой лестниц и переходов, что обеспечивает быстрое перемещение книг и выполнение заказов читателей. Для посетителей библиотеки были предусмотрены четыре группы помещений, оборудованных отдельными входами. Наиболее крупным из них является взрослый абонемент и читальный зал. Меньшая по размерам, но все равно просторная, детская библиотека в наши дни получила переход во взрослые залы, что позволяет посещать библиотеку родителям с детьми. Кроме того, библиотека располагает залом периодических изданий, актовым залом, небольшим коридором – выставочной галереей. На втором этаже расположен абонемент и ряд кабинетов для кружков и администрации. Нынешние работники библиотеки говорят, что они не разделяют свое здание на этажи. Действительно, распределение по функциональным зонам здесь преобладает над поэтажным делением.
Для понимания принципов А.Аалто следует подробнее остановиться на структуре помещения абонемента и взрослого читального зала. Один большой объем, освещаемый верхними световыми окнами, разделен пополам, одновременно по вертикали и на плоскости. Зал абонемента находится на уровне 2 этажа, его центральная часть представляет собой большую площадку лестницы, где так же расположены стеллажи и кресла для читателей. Интересно, что пути движения поднимающихся и спускающихся посетителей разделены специальными периллами. Спустившись по лестнице, Вы попадаете в читальный зал, занимающий вторую половину помещения. Его объем занимает всю высоту помещения в два этажа. Под одноэтажным залом абонемента расположены хранилища библиотеки. Сверху с пространства абонемента, как с балкона, виден весь читальный зал, но имеется возможность в случае необходимости разделить их с помощью системы штор. В самом центре объема занятого абонементом и читальным залом находится цилиндрическая двухэтажная кафедра. Это место работы дежурных библиотекарей, принимающих и выдающих заказы. При реставрации ее решили сделать более открытой, чем предусмотрено изначальным проектом А.Аалто.
3) Перечисленные выше особенности были безусловно новаторскими, но наибольший фурор в свое время вызвали даже не они, а специальный акустический потолок в актовом зале. Форма потолка была спроектирована в виде системы несимметричных волн, подобранных таким образом, что слова выступающего были хорошо слышны в любой точке этого зала. Этот уникальный потолок обрушился в послевоенные годы, когда здание стояло предоставленное всем стихиям. К счастью реставраторам удалось восстановить его и теперь в зале снова можно выступать без микрофонов.
Библиотека А.Аалто считается одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Выборга. Наряду с этим, несмотря на то, что эта постройка очень молода для средневекового города, история создания и воссоздания библиотеки А.Аалто сама по себе представляет интерес.
Первая выборгская библиотека, организованная в 1805 г., представляла собой читательские кружки при немецком лицее, куда горожане жертвовали свои книги. В 1841 г. среди местной интеллигенции возникла идея создания шведского и финского читательских кружков. В 1861 г. на русском, шведском и немецком языках был издан «Призыв о поддержке и добровольном сборе средств для скорейшего возрождения Выборгской городской библиотеки». Необходимость создания полноценной библиотеки назрела, но только в 1927 году был объявлен конкурс на проект здания библиотеки. Этот конкурс выиграл А.Аалто. Казалось бы, на этом все сложности закончились. Но как выяснилось, конкурс провели, а денег на постройку не оказалось. В результате к строительству приступили только после того, как состоятельная горожанка Мария Лаллука завещала средства на строительство. Открытие новой библиотеки состоялось 13 октября 1935 года. Но работать ей оставалось недолго – приближалось военное лихолетье.
Военные годы существенно сказались на судьбе библиотеки. При финнах она была хорошо укомплектована литературой на финском, шведском и немецком языках. После Советско-финской войны библиотека приобрела высокий статус – она стала Республиканской публичной библиотекой Карело-Финской АССР и филиалом Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Развитию фондов библиотеки в СССР было уделено большое внимание и в 1940 – 41 годы ее собрание значительно пополнилось книгами на русском языке. Однако, начавшаяся вскоре Великая отечественная война стала для библиотеки разрушительным бедствием. После освобождения в 1944 году здание стояло без крыши, мебель и фонды были в значительной степени разграблены. Денег на восстановление библиотеки в то время не было.
Тем не менее, по мере восстановления хозяйства, с начала 1950-х годов, неравнодушные деятели культуры стали поднимать вопрос о необходимости воссоздания библиотеки в старом здании. Прислушавшись к их мнению, власти города Выборга решили отказаться от перестройки здания и взяли курс на его воссоздание. Более того, руководство города обратилось в столицу с просьбой привлечь к восстановлению шедевра финскую сторону – испросить чертежи и материалы. Москва с этим неординарным по тому времени предложением не согласилась. Тем не менее, в 1954 году деньги на воссоздание библиотеки были выделены.
Ключевой фигурой воссоздания библиотеки стал архитектор Александр Швер. Поклонник таланта А.Аалто, А.Швер разработал проект воссоздания библиотеки, не имея чертежей и другой информации об исходном проекте. На удивление, ему удалось весьма точно уловить стиль и дух архитектуры А.Аалто, не нарушить и правильно соблюсти принципы использованные при ее создании. Восстановительные работы в здании библиотеки начались в 1960-м году, а ее второе открытие состоялось 12 марта 1961 года.
Но воссозданное здание библиотеки все-таки отличалось от исходного проекта. Для максимального возврата к решению А.Аалто требовалась качественная реставрация помещений. По словам работников библиотеки, судьба памятника решилась на встрече В.В. Путина с премьер министром Финляндии в 1994 году, после чего были выделены деньги на международный проект и закипела работа. Проект реставрации, был разработан в санкт-петербургском отделении НИИ «Спецпроектреставрация» (главный архитектор проекта Артем Кононов) и осуществлялся под архитектурным руководством и надзором Финского комитета реставрации библиотеки в Выборге (архитектор Тапани Мустонен). В ходе реставрации скрупулезно воссоздавались материалы и дизайнерские решения А.Аалто. 23 ноября 2013 года библиотека А. Аалто была торжественно открыта после реставрации, которая велась на протяжении почти 20 лет.
Целесообразность возврата к исходному проекту А.Аалто становится понятной, когда сравниваешь современные фотографии и фотографии библиотеки десятилетней давности. Лаконичные интерьеры библиотеки заиграли совсем иначе, когда им вернули изначальные решения автора. Выполненная реставрация была оценена в 2015 году высшей наградой авторитетной организации "Европа Ностра".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: