Построившим город из песка посвящается
Речь пойдет о Северодонецком городском Дворце культуры. Долгое время его называли Дворцом культуры строителей, пока он в 1992 году не перешел в коммунальную собственность.
А в 1958 году, когда поселок городского типа Северодонецк с населением чуть более 30 тысяч был отнесен к категории городов районного подчинения было только два клуба – клуб химиков, который заработал в мае 1952, и довоенный клуб строителей, который в то время оставался без потолка, и требовал ремонта. Правда, в июле 1956 г. началось строительство шикарного Дворца культуры химиков, но его строительство на фоне острой необходимости жилья для населения и борьбы с архитектурными излишествами было заморожено.
В мае 1956 года руководящая партия взяла курс на развитие химической промышленности, Лисичанский химкомбинат имел приросты новыми производствами, строилось и новое жилье для химиков и строителей. Город, разгребая песчаные барханы, продвигался на юг. Число строителей в Северодонецке росло, как и количество строительных организаций. Но у строителей не было даже помещения, где можно было бы собраться на какие-нибудь торжества или совещания.
В этой ситуации руководитель треста «Лисхимстрой» Петр Филиппович Новиков, которому присвоили звание Героя Социалистического Труда, принимает решение: вместо капремонта старого клуба начать строительство нового Дворца строителей. Решили, что будут строить не из бетона или кирпича, а из... песка. Вернее, из нового материала, который назвали силикатобетон.
Историко-техническая справка:
Бетон – один из древнейших строительных материалов. Из него построены галереи египетского лабиринта (3600 лет до н. э.), часть Великой Китайской стены (III в. до н. э.), ряд сооружений на территории Индии, Древнего Рима и в других местах.
Бетон состоит из наполнителя (песок, щебень, камень) скрепленного между собой вяжущим материалом (глина, известь, цемент). Расход вяжущего материала на заполнение пустот вокруг наполнителя в классической бетонной смеси достигает 30% от общего объема.
В отличие от классического бетона, силикатобетон на 80-85% состоит из песка, а в качестве вяжущего материала используется смесь молотой извести и того-же песка. Смесь доводили водой до влажности 12-14 % и в металлических формах уплотняли на вибростолах, а затем выдерживали в автоклавах при температуре 160-200°С и давлении 12 атмосфер в течение 12-16 часов.
Технология производства силикатного кирпича была изобретена и запатентована в 1880 году немецким химиком Михаэлисом. Существенным недостатком немецкой технологии была необходимость применения совершенно чистого кварцевого песка.
Совершенствованием и адаптацией технологии к местным условиям в Северодонецке занимался Константин Кириллович Мирошниченко, которому в 1962 году за создание глиносиликата было присвоено звание лауреата наиболее престижной в СССР Ленинской премии.
Сырьем для глиносиликата были местные материалы: 82% песка, 8% извести и 10% нежирной глины (которой чаще всего загрязнен песок). Глиносиликат в результате усовершенствования технологии изготовления довели до характеристик, не уступающих бетону, поэтому его еще называли силикатобетоном. Прочность силикатобетона достигала 420 кг на квадратный сантиметр. Силикатобетонные изделия оказались дешевле железобетонных на 40%.
Официально финансировался капитальный ремонт старого клуба, а остальное финансирование – «из сэкономленных ресурсов». Экономили на промышленных объектах, которых тогда много строили на химкомбинате. Из-за такого шифрования под ремонт старого клуба о строительстве этого объекта нигде не писали и его не фотографировали. Но в Москве стало известно, что в Северодонецке строятся объекты социально-культурного назначения, а жилья не хватает.
За такой обход хрущевского запрета «на роскошь» при строительстве этого Дворца строителей и соседнего крытого теннисного зала с Дворцом спорта (ныне – КДЮСШ №1), «зашифрованного» под овощехранилище, были наказаны по партийной линии руководитель треста П. П. Новиков и заместитель директора химкомбината по капитальному строительству Е. С. Иванов. Кроме того, появилась критическая статья в центральной газете "Правда" под названием "Мастера камуфляжа", в которой описывалось, как строительство одних объектов ведется под прикрытием других. При Сталине за такой «камуфляж» подобных руководителей бы расстреляли, при Брежневе – сняли бы с должностей. А во времена «волюнтариста» Хрущева инициативные руководители получали выговоры, но росли на должностях и оставляли за собой хорошую память.