«И сидит ящер, ладу-ладу На ореховом кусте, ладу-ладу Орешки лущит, ладу-ладу И очками плещет, ладу-ладу.
И сидит ящер, ладу-ладу Орешки лущит, ладу-ладу Веретёно точит, ладу-ладу И жениться хочет, ладу-ладу» Группа «Иван Купала», Ящер.
Слова песни взяты из детской игры «Ящер», которая, как и многие другие детские игры, является смягченным отголоском древнего языческого обряда, посвященного божеству подводно-подземного мира. Чтобы умилостивить божество, влияющее на плодородие, в воду бросалась жертва. В глубокой древности это была человеческая жертва, позже обряд стал менее кровожадным. В одном христианском поучении против язычества о форме принесении жертв говорится: «О убогая курята, яже на жертву идолом режются, инии в водах потапляеми суть». В книге Бориса Рыбакова «Язычество древней Руси» описаны так называемые болотные городища, которые являлись предположительно языческими святилищами древних славян. Как правило, болотные городища представляют собой небольшие круглые площадки посреди болота, окруженные двумя - тремя концентрическими валами (высотой в 1,5-2 м) и рвом в 4-6 м шириной. По своему размеру городища делятся на две категории: одни из них невелики -- диаметр площадки внутри валов 25-30 м и площадь ее 450 -- 700 кв. м. Встречаются городища другого порядка с диаметром в 130-180 м и с внутренней площадью в 13 000-20 000 кв. м, т. е. примерно раз в 30 больше, чем у малых городищ. Подобные огромные городища составляют очень небольшой процент общего количества. Большие городища являлись, по всей вероятности, общеплеменными религиозными центрами, позволявшими всем правомочным членам племени принять участие в ритуале. Под племенем здесь подразумеваются не те большие объединения, которые перечислены летописцем (дреговичи, радимичи, кривичи), являющиеся союзами племен, а их составные части, те 8 -- 12 конкретных (и для нас, к сожалению, безымянных) племен, из которых складывались летописные союзы. Последний вопрос, приступить к которому нам очень трудно в связи с недостаточной изученностью болотных городищ, - это вопрос о самом замысле создания подобных сооружений, о языческой сущности этого культа. Здесь можно исходить только из самых общих положений. Несомненна связь с культом воды и подводно-подземным "нижним миром", лучше всего выраженным самим болотом с его неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок. Святилищу на болоте придавалась идеально круглая форма. Возможно, что здесь, как и при создании кургана, мыслилась модель видимой земли, правильный круг горизонта-кругозора, как антитеза полувраждебной стихии воды. Возникает предположение, что болотные городища (иногда насыпные, искусственно сделанные людьми) могли быть посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто выступает Ящер.
Болотные городища, описанные Рыбаковым, расположены в Смоленской области и Белоруссии. Поэтому очень интересно упоминание о подобном городище, расположенном недалеко от Егорьевска, в Подмосковье. В книге краеведа В. Смирнова «Мы - Егорьевцы» сказано следующее: «В некоторых болотистых местах выкопаны кольцевые рвы шириною до 6 м. Диаметр всего кольца достигал 100 м. Рвы заполнены водой. В середине этого болотного острова вырыто три ямы глубиною до 2 м. По предположению местных жителей, здесь были святилища древних людей». Очень похоже на объекты, описанные в книге Рыбакова, более того, размер городища позволяет предположить, что где-то под Егорьевском находится крупный религиозный центр. Однако в книге больше нет упоминаний о подобных объектах. Подсказку удалось обнаружить по адресу: http://www.egornature.by.ru/contents/003.html. Здесь в списке урочищ Егорьевского района со ссылкой на личное сообщение В. Смирнова сказано следующее: «КУПЕЛИЩЕ (В.И.Смирнов, л.с.). Остатки кольцевого рва и острова с тремя ямами на нём близ истоков р.Меденки (в 1-1,5 км восточнее Ботогова). Вероятно, культовое сооружение язычников». Уже теплее! Деревня Ботогово на карте присутствует, но реки с названием Меденка ни на одной карте мне обнаружить не удалось. Пришлось брать ноги в руки и чесать в деревню за справкой. Удалось узнать, что такая река когда-то текла в окрестностях (еще теплее!), однако было это при царе Горохе (цитирую), по крайней мере, последних 50 лет такой реки уже не было. Остался пруд на окраине деревни, который и носит имя Меденка. Но в лесу можно проследить, что действительно когда-то здесь была речка. И действительно есть болото, из которого она вытекает. (На картах, кстати говоря, никаких болот в этом районе не обозначено!). Из этого болота колхоз торф добывал. Колхоз местные жители еще помнят. А о кольцевом рве мне узнать ничего не удалось. Окрыленный успехом, два раза выезжал я на место. Нашел, как текла Меденка, нашел болото, из которого она вытекает, но само городище обнаружить не удалось. (Позже я понял, что проходил в 50 метрах от цели). Я начал подумывать, как бы спросить у самого Смирнова о Купелище, но тут на глаза попался космический снимок района, где я обнаружил 3 подозрительных места. Выезжаю на место в третий раз. И вот – удача, передо мной находится 6-метровый ров с иссиня-черной водой. Ров частично окаймляет идеально круглую поляну, поросшую редкими соснами. Там, где рва сейчас нет, угадывается его присутствие в прошлом. Поляну можно считать островом только на фоне рва, а так она напоминает болото. Чтобы убедиться, что нашел именно то, что искал, отправляюсь искать на поляне яму. Осторожно, ощупывая путь палкой, подхожу к водной прогалине среди травы. Уровень воды – 20-30 см. Дно твердое. Опускаю палку в прогалину. Дна нет, продолжаю опускать палку. Она полностью скрывается под водой (длина палки около 120 см). Почему-то становится жутко. Начинает казаться, что под ногами у меня тоже пустота. Осторожно иду к краю поляны. Оставшиеся две ямы решил не искать. Одну из них видно с берега, но проверять яма это или нет расхотелось. Находясь на поляне, будьте осторожны – глубина ям 2 метра все-таки. Координаты ямы: N 55 27,2010 E 38 59,5740. Наверное, в ней и живет Ящер, и сюда бросали жертву божеству. Кстати! Чтобы найти тайник на поляну выходить не надо. Учитывая огромную схожесть обнаруженного городища с описанием Рыбакова, осмелюсь предположить, что святилище принадлежит славянским племенам, пришедшим в эти края с запада в 8-10 веках.
Добавлю информацию для пешеходов: к тайнику и от тайника можно добраться на автобусе от Выхино на Егорьевск, Спас-Клепики, Касимов, Тума и т.д. Егорьевские автобусы идут через Игнатово, остальные идут прямо по шоссе недалеко от тайника. Можно попросить водителя, чтобы остановил у поворота на Ботогово.
Уехать в Москву можно от Игнатово на Егорьевском автобусе. Координаты остановки в Игнатово, снятые игроком Dimkin: 55 26.247' 38 57.325' В воскресенье вечером автобусы из Егорьевска могут идти переполненные и потому не остановиться в Игнатово. В этом случае рекомендую доехать до Егорьевска на местном автобусе, и там уже на автовокзале сесть на экспресс до Москвы. Автобусы ходят часто (примерно раз в полчаса). Как показал опыт игроков (CJ, Dimkin), уехать в Москву с шоссе, которое идет неподалеку от тайника не представляется возможным.
На мой взгляд, электричкой выбираться хуже - дольше ехать и ходят они реже. С другой стороны см. альтернативное мнение эксперта CJ по выбору между автобусом и электричкой.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: