Деревня Пяльма (название переводится как “пядь земли”) находится на северо-западе Пудожского района, в одном километре от побережья Онежского озера. Состоит из трех деревень: Пяльма, Новинка и Заречье, расположенных по обоим берегам реки Пяльмы. Эта деревня, как и сотни других деревень Пудожского района, была на грани исчезновения в середине 20 века. Когда-то в ней проживало 400 человек, а уже в 1980-е годы, да и сейчас в зимнее время, населения в ней насчитывается не более 10. Местные краеведы уверены, что возраст поселения составляет около пяти столетий.
Во время Великой Отечественной войны здесь проходила дорога, связывающая Север с центральной частью России, она имела стратегическое значение. Как-то вражеской авиацией на мост было сброшено 17 бомб, но промазали.
Застройка самой деревни относится к концу ХIХ-началу ХХ вв. Особый интерес благодаря типичной для Пудожского района, и декоративному убранству представляют три жилых дома-комплекса.
Дом Н.П. Соколова и М.Г. Алешиной (конец ХIХ-начало ХХ вв.), в котором сохранилось внешнее декоративное убранство дома: резные причелины, частично утраченные полотенца, оконные наличники.
Дом А.Ф. Поташева (нач. ХХ в.) расположен в центре деревни. Представляет собой дом-комплекс с двухэтажной жилой частью и двором-сараем. Сохранилось внешнее декоративное убранство дома: оконные наличники двух видов, одноярусные кронштейны.
Дом Е.Л. Поташева (нач. ХХ в.) расположен в центре деревни и играет роль локального акцента в ее застройке. Ефим Лазаревич Поташев поставил дом на века, в расчете на внуков, правнуков. Трехэтажный, с балкончиком, который местные называют голдарейкой. Одних печей в здании, похожем на большой корабль, 5 штук. Иногда в родительском доме жило до 30 человек На первом этаже помещения для хранения запасов на зиму: картофеля, засоленной капусты, грибов, ягод. Здесь же содержался скот. И люди, и животные под одной крышей. Это потому, что живем на Севере, и хозяйке, чтобы обслуживать скот, не надо было в холод выходить на улицу.
Семья Поташевых была в Пяльме одной из самых многочисленных, видимо. Или зажиточных. Потому что один дом Поташевых из Пяльмы еще в советские годы пополнил коллекцию деревянного зодчества на острове Кижи. Вот его описание: “Дом деревянный одноэтажный, со светелкой на высоком подклете. По объемно-планировочному решению относится к домам-комплексам типа “глаголь”; состоит из равновысоких и разношироких жилой и хозяйственной частей, покрытых двускатной крышей, симметричной над жильем и асимметричной с разноуклонными скатами над двором. С юга примыкает крыльцо в виде прямоугольной площадки на четырех столбах с одномаршевой лестницей, покрытое односкатной кровлей на столбах. Жилая часть – пятистенок с продольным перерубом, состоит из избы и горницы. Через сени, в которые ведет главный вход, они соединяются с двумя не отапливаемыми комнатами, расположенными вдоль южного фасада. Северную половину занимает сарай. Из него лестница ведет в подклет, где размещены хлева и двор. Срубы хлевов в западной части дома автономны, не связаны с основным объемом, а сарай опирается на мощные столбы. Под избой и горницей в подклете расположены два складских помещения. С главного торцевого фасада устроен вход в подклет и взвоз, ведущий в сарай. Двор имеет ворота на боковых фасадах. Над жилой частью расположена светелка, куда ведет лестница из сеней”. С одной стороны жаль, что дом уехал из села и встал там, где его не видит основной турист. Пяльму бы он сделал краше. Но зато дом восстановлен и за ним следят за бюджетный счет.
На повороте дороги у излучины реки находится кладбище с Часовней Ильи Пророка, обнесенное оградой с резными воротами. Шум каменистой речки, суровые деревянные избы с высокими лбами светёлок и челками причелин, с маленькими глазками окошек, подведенными скупой резьбой наличников и ставен. И маленькая нежная деревянная же часовня. Обе главки у нее словно седые – старый осиновый лемех на луковках выцвел и высох на онежских ветрах. И не мудрено – Ильинская церковь была построена в XVIII веке! Часовня клетская, ее сруб выполнен из круглых сосновых бревен и обшит тесом. Состоит она из молельни и сеней, над которыми возвышается восьмериковая звонница. На полотенцах мирно соседствуют солярный круг и православный крест. Все как в жизни. Дверца так мала, что, не поклонившись в пояс, не войдешь. Сейчас часовня реставрируется, в ней сделан ремонт, восстанавливается иконостас, он должен быть таким же, как в былые времена. Уже поставлено несколько икон. Почему посвящение Илье Пророку? Кстати, частое весьма в лесном крае. Живший в лесу человек не боялся волков и медведей так, как опасался лесного пожара. А Илья Пророк, как известно, заведует молниями и грозой, как славянский Перун или карело-финский его коллега-громовержец Укко.
В середине прошлого века в деревне были и почта, и школа, и медпункт, а главное – рыболовецкий колхоз. Но в шестидесятые годы деревню записали в неперспективные, многие жители вынужденно переселились из деревни в стандартные поселки лесозаготовителей, основанные в тридцатые годы. Например, в поселок Пяльма. Не стоит их путать. Сегодня поселок – центр Пяльмского сельского поселения с фельдшерским пунктом и средней школой, библиотекой и Домом культуры. А историческое наследие сохранилось именно в деревне. И не только потому, что она затаилась в глубинке, вдали от больших дорог. Важно другое: сегодня жители Пяльмы объединены идеей возродить деревню, её традиции и обычаи. В 2001 году здесь впервые в Карелии было образовано территориальное общественное самоуправление – Община «Пяльма», в составе которой около 70 человек. Многие из них не проживают в деревне постоянно, но принимают участие в мероприятиях по поддержанию и благоустройству своей «малой» родины. Все члены общины обязательно собираются дважды в год: зимой в Петрозаводске, а летом, конечно, в деревне.
Благодаря живописному природному окружению, хорошо сохранившейся планировке и застройке, д.Пяльма представляет историко-архитектурный, научный и художественный интерес.В одном из старинных домов создан музей, где собрана деревенская хозяйственная утварь, предметы быта. Там устраиваются выставки природного камня, старинной одежды, поделок из глины. Здесь представлен местный фольклор, коим богат Пудожский район.
В деревне открыли гостевой дом. Люди приезжают отдыхать из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Финляндии. Ловят рыбу, собирают грибы и ягоды, наслаждаются тишиной, дышат прозрачным до синевы северным воздухом. Особенно много народа собирается в Пяльме на празднование Ильина дня.
Ежегодно в августе в небольшой деревне шумно и многлюдно. Не первый год здесь проводится Лесной фестиваль, на который съезжаются все, кому дорого «зеленое золото Карелии», кто радеет за сохранение нашей северной таежной природы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: