Никольская улица… Да кто же не знает этой пешеходной улицы! Кто ж не ходил по ней, ведущей от Красной площади прямиком к Лубянской. А те, кто, как я, жил в Советском Союзе – государстве, которого больше нет – знают её ещё как улицу 25 Октября. Ведь именно с этой улицы красногвардейцы во время революционных Октябрьских боёв обстреливали Кремль, а потом и ворвались в него. Улица не просто одна из центральных и красивых, но и с богатой историей. Об этом красноречиво говорят те исторические здания, которые сохранились до наших дней. Это и Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), и Заиконоспасский монастырь, и Печатный двор, где известный Иван Фёдоров и менее известный Пётр Мстиславец отпечатали в 1564 году первую книгу «Апостол» с указанием типографии, постройки Николо-Греческого монастыря, и бывшая шикарная гостиница с рестораном «Славянский базар», где сегодня расположился Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского. Да можно ещё долго перечислять историко-архитектурные жемчужины Никольской. Вот только современное здание торгового центра «Наутилус» в так называемом «лужковском стиле», на мой взгляд, довольно уродливо и портит весь вид. Несколько зданий на этой улице не обошли своим вниманием и наши игроки – это точки-шаги в их тайниках-многоходовках. А я хочу познакомить вас с одним из исторических зданий на Никольской – с аптекой Феррейна.
Царь-аптека
Аптека Феррейна появилась на Никольской улице в 1862 году. Почётный гражданин Москвы немец по национальности Карл Феррейн купил это здание у купца К.К. Шильбаха и перевёл сюда из Калязинского подворья свою аптеку. Карл эмигрировал в Россию из Пруссии ещё в 1824 году и обосновался в Москве. Проучившись в Императорской медико-хирургической академии и успешно сдав экзамены, он получил ученую степень «аптекарь первого класса». Сначала он основал свою первую Ново-Полянскую аптеку, а уже через год еще одну – Старо-Никольскую, то есть именно ту, о которой мы с вами и поговорим. Так в Москве появилась известная аптекарская династия, а немецкое упорство, трудолюбие, организованность и бережливость позволили с успехом вести дело.
В 1872 году владельцем аптеки своего отца стал его средний сын – Вольдемар Феррейн, которого в Москве звали на русский лад Владимиром Карловичем. Он пошёл по стопам отца и был фармацевтом, магистром фармации, аптекарем и купцом 1-й гильдии. Новый хозяин аптеки, которая была тогда известна как Старо-Никольская, начал использовать особую технологию приготовления лекарств, и она оказалась весьма успешной. А ещё говорят, что особым спросом пользовались лекарства, приготовленные на чудодейственном медвежьем жире. И тогда Феррейн приобрёл живого медведя, как сейчас сказали бы, в рекламных целях. Москвичи с любопытством наблюдали, как медведя водили (ну, прямо, как того слона из басни!) попить вволю свежей водички из фонтана на Лубянской площади, где в советские времена воздвигли памятник Феликсу Дзержинскому, а сам фонтан, созданный талантливым скульптором Джованни Витали, перевезли на периферию столичного града – во внутренний двор президиума РАН в Нескучном саду. Да потом, как известно, и самого «железного Феликса» низвергли и «заточили» в Музеоне. Так вот вернёмся к нашему рекламному медведю. Говорят, что после того, как мишка от старости почил в бозе, из него сделали чучело, которое выставили в аптеке – тоже неплохая реклама и привлечение покупателей. Правда, доподлинно неизвестно, правдива эта история или всего лишь городской миф, легенда.
Феррейн был, видимо, неплохим человеком и уж точно, что хорошим и успешным предпринимателем. В 1881 году он, чтобы поощрить сотрудников аптеки и побудить их работать ещё лучше, принял удивительное по тем (да и по нашим тоже!) временам решение – они стали получать долю от доходов компании. В 1882 году Феррейн поступил на службу в Ведомство учреждений императрицы Марии и стал членом Московского совета детских приютов.
В 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде компания Феррейна получила высшую награду – золотую медаль. Ему также было даровано право изображать двуглавого орла на этикетках своих лекарств, а также на стеклянных боках своих бутылочек и флаконов. Владимир Карлович занимался и благотворительной деятельностью – организовывал сборы средств для нуждающихся. За эту благородную работу он был награждён орденом Святой Анны и орденом Святого Станислава, а также получил золотой вензельный знак.
В 1902 году он учредил фармацевтическую фирму «Товарищество В.К. Феррейна». В нее входили несколько аптек и лабораторий, поля лекарственных растений в Подольском уезде и недалеко от речки Битцы (ныне ВИЛАР – Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений), фармацевтические заводы в деревне Нижние Котлы и под Ярославлем, стеклодувные мастерские, где делались колбы и всякие баночки-скляночки, а также другие службы. Сфера деятельности компании была довольно обширной и разнообразной – производство более 300 наименований лекарств, перевязочных материалов, парфюмерии (широкий ассортимент духов и одеколонов), специальных креплёных вин с лекарственными добавками (надеюсь, и мой любимый белый вермут на полыни и десятке других трав тоже) и настоек. Помимо этого, компанией проводилась широкая просветительская и врачебная деятельность – организовывались различные практические занятия, делались анализы и даже занимались бальзамированием. Компания была довольно крупной – незадолго до начала Первой мировой войны (кто забыл из школьного курса, когда это случилось, напомню – в 1914 году) на службе у Феррейна было больше полутора тысяч работников, а общий оборот компании составлял около 7 миллионов рублей.
Только в аптеку на Никольской (перед которой вы сейчас стоите) каждый день за лекарствами приходило более 3 тысяч покупателей. Эта аптека считалась крупнейшей в Европе. Если вы найдёте в библиотечных хранилищах (ну, например, в той же РГБ) путеводитель по Москве издания 1911 года, то узнаете из него, что «широко и богато оборудованная новейшими аппаратами, приборами и руководствами, она [аптека] обслуживается теперь четырьмя аналитиками под наблюдением магистра фармации», то есть самого Владимира Карловича Феррейна.
После Октябрьской революции 1917 года все предприятия «Товарищества В.К. Феррейна» были национализированы, и Феррейн стал работать в собственной аптеке кладовщиком. Вот такие кульбиты в судьбах людей совершает история. Однако вскоре он переехал в Крым, где в 1918 году и скончался от инфаркта.
А что же стало с главной аптекой товарищества на Никольской улице? Её передали в ведение Народного комиссариата здравоохранения, и она стала называться Центральной аптекой, а потом Аптекой № 1. По некоторым данным, часть помещений также занимал Научный химико-фармацевтический институт, но продолжалось это недолго.
Архитектурное решение здания
А теперь, раз вы сейчас стоите прямо перед зданием бывшей аптеки Феррейна, давайте внимательно осмотрим его и полюбуемся прекрасной архитектурой. Здание было построено в 1896–1899 годах архитектором Адольфом Эрихсоном. По проектам этого талантливого мастера модерна в Москве было выстроено немало зданий, особняков и доходных домов, например, знаменитый ресторан «Яр» и дом издательства И.Д. Сытина на Тверской. В 1899 году во всех московских газетах появились статьи-анонсы об открытии самой крупной аптеки в городе, над входом в которую красовалась большая вывеска «В.К. ФЕРРЕЙНЪ». Журналисты, падкие на сенсации, назвали её Царь-аптекой, вызывая у читателей ассоциации с диковинками московского Кремля – Царь-колоколом и Царь-пушкой.
Если осмотреть здание со всех сторон – с фасада и тыла – то вам в глаза сразу бросится удивительная особенность архитектурного решения. Фасады здания выполнены в абсолютно разных стилях. Передний фасад, смотрящий на Никольскую улицу, создан в духе необарокко – его украшают полуколонны с канелюрами, массивная рустовка (эти архитектурные термины уже не раз встречались в описаниях тайников наших игроков, а кто подзабыл, что это такое, спросите у всезнайки-интернета). На двух верхних этажах – красивые, плавно закруглённые окна. Над входом – изящный кованый козырёк. Самое запоминающееся украшение здания – четыре скульптуры, каждая из которых изображает греческую богиню здоровья Гигиею (варианты – Гигея и Гигия). Это молодая женщина, которая в одной руке держит змею (и как не боится?), а в другой – чашу. Вы, конечно же, мгновенно вспомнили, что сейчас змея, обвивающая ножку чаши – это символ медицины. Студенты-медики, бо-о-о-льшие шутники, объясняют этот символ так: медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А имя богини – Гигиея – дало название такой отрасли медицины как гигиена. Ну, об этом легко догадаться по звучанию слов.
Если посмотреть на здание бывшей аптеки с тыла – а для этого надо немного пройти по узкому Третьяковскому проезду в сторону Театрального проезда – то вы, даже не будучи специалистами в области архитектуры, сразу воскликнете: «О, да с этой стороны это типичная готика!». Ну, если быть совсем точным, это неоготика, но в главном вы правы. Задний фасад творения Эрихсона выполнен из красного кирпича, украшен остроконечными арочными окнами и башенками – двумя маленькими и одной, на левом углу, большой и высокой. Кстати, это замаскированная таким хитроумным способом печная труба. Раньше её венчали круглые часы. Сейчас я их что-то не заметила. Наверное, безжалостное время их не пощадило. Я думаю, вы согласитесь со мной, что с этой стороны аптека Феррейна очень похожа на средневековый рыцарский замок. Из-за такой двуликости здания (прямо архитектурный Янус какой-то!) многие даже думают, что это совершенно разные постройки.
А внутри аптеки какая красотища была! Просторный холл, широкая мраморная лестница, ограждение которой было украшено кованым узорочьем. Высокие потолки, стройные колонны, необычные по форме светильники. Посетители, зайдя в просторные аптечные залы, невольно задерживали свои взоры на себе, любимых. Потому что многократно отражались в высоких зеркалах в позолоченных рамах. Оглядевшись, они поражались дивными вазами китайского фарфора, замысловатыми канделябрами и искусной резьбой дубовых шкафов и прилавков. А ещё их встречали прекрасно выполненные статуи и чучела самых разных животных. По стенам были развешены мощные рога африканских носорогов – из них делали чудодейственное лечебное снадобье. В приёмной мелодично журчал фонтан из французских духов. Ну, просто роскошный дворец и музей одновременно, а не скучное аптекарское заведение!
Наши дни
В 1990-е в помещении исторической аптеки хотели сделать Центр русской фармации в Москве со смотровой площадкой на башне дома. Однако, как это часто бывает, в ходе реставрации что-то пошло не так. Как водится, возникли разногласия и споры хозяйствующих субъектов. Здание ветшало, а роскошные внутренние интерьеры понемногу, но уверенно исчезали в неизвестном направлении. В конце концов, от затеи создать Центр русской фармации пришлось отказаться, и сейчас в здании бывшей аптеки, гремевшей на всю Москву, шикарный и дорогущий бутик французского хрусталя «Baccarat». Кстати, это широко известная марка хрусталя, известная ещё со времён Людовика XV. А на втором этаже расположился не менее дорогой и претенциозный ресторан «Baccarat Cristal Room». Само здание частично отреставрировали, а вот четыре скульптуры греческой богини Гигиеи неумолимо ветшали и разрушались. Пока, наконец, осенью прошлого, 2020-го, года не было принято решение капитально их отреставрировать. Была проведена целая операция по их демонтажу. Причём делать это пришлось ночью, потому что улица пешеходная, а для демонтажа был использован подъёмник, установленный на машине.
Скульптуры были выполнены из цинкового сплава. Их отливали фрагментами, после чего соединяли методом пайки. Внутри – стальной каркас, который крепился к фасаду здания. В ходе реставрации специалисты очистили поверхности скульптур от многолетних загрязнений, коррозии и остатков верхнего декоративно-защитного слоя. Потом они искусно залатали трещины, сколы и дыры, восстановили утерянные со временем фрагменты. В самом конце работ реставраторы нанесли на поверхность скульптур специальное покрытие, которое должно обеспечить защиту от вредного воздействия городской среды. Работа была сложная, тонкая и кропотливая. Ведь это была первая реставрация за всю 120-летнюю историю здания аптеки. А поскольку здание бывшей аптеки Феррейна признано объектом культурного наследия регионального значения, то все реставрационные работы проводились под контролем специалистов Мосгорнаследия и точно по проекту, согласованному с этим ведомством.
Одним из наиболее сложных этапов реставрации было создание заново некоторых утраченных деталей. Так, пришлось восстанавливать головы змей и чаши. Это было не так просто. Реставраторы сначала провели трёхмерное сканирование скульптур. Потом в специальной программе построили модели утраченных элементов. Их изготовили из пластика на 3D-принтере. И только затем недостающие детали и элементы выплавили из металла. Специалисты также провели анализ оригинального цинкового сплава скульптур и сумели получить точно такой же. Так что получилось полностью аутентичное восстановление. После того как все «потеряшки» были воссозданы, укрепили каркас скульптур. Весь процесс такой поэтапной и тщательной реставрации занял больше полугода.
И, наконец, в конце июня этого, 2021-го, года, скульптуры вернулись на своё привычное место на здании. Работы по их установке проводились ночью, как и при их демонтаже. С использованием автоподъёмника при помощи страховочных приспособлений рабочие закрепили скульптуры на здании. Руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов, комментируя работы, заметил: «Работать было необходимо максимально аккуратно, ведь цинковый сплав, из которого сделаны статуи, очень хрупкий. Бережно нужно было отнестись и к кладке фасада. Монтаж выполнялся на высоте 12 метров (на уровне третьего этажа), что создавало дополнительные трудности». Но всё прошло успешно, и теперь обновлённые скульптуры вновь украшают историческую аптеку Феррейна и радуют москвичей и гостей столицы.
При подготовке описания были частично использованы материалы вот отсюда и отсюда.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: