55 лет назад 21 октября 1966 года с подмосковного аэродрома в Жуковском после двух скоростных пробежек в небо поднялся необычный самолет. Компактный, с прямыми крыльями большой площади и необычной для тех времен кормовой установкой трех двигателей — это был первый в мире реактивный самолет для местных пассажирских авиалиний.
К 1960 году назрела необходимость замены морально устаревших поршневых самолётов Ил-12, Ли-2 и Ил-14. За разработку нового авиалайнера взялось ОКБ А.С. Яковлева, которое до этого никогда не занималось проектированием многоместных пассажирских самолётов, основным направлением ОКБ были учебные, боевые и спортивные самолёты. Як-40 был разработан менее чем за два года… тут нужно добавить, что параллельно разрабатывался еще и проект лайнера с вертикальным взлетом и посадкой, но затем концепция пассажирского СВВП была отставлена в сторону.
Учитывая специфику местных авиалиний, самолет было решено сделать максимально простым и надежным. Яковлевцы сделали ставку на прямое крыло большой площади и прямое управление самолетом от штурвалов и педалей. Крупные колеса позволили взлетать и садиться на грунтовые аэродромы, а собственный трап расположенный в корме самолета позволял совершить посадку пассажиров хоть в чистом поле. Три двигателя в корме обеспечивали высокую надежность самолета – на всего лишь одном двигателе самолет мог совершать горизонтальный полет и посадку, а на двух двигателях мог взлететь. Даже реверс тяги у Як-40 это часть фюзеляжа, а не конструктивный элемент двигателя как у других самолетов…
Як-40 оригинален по замыслу, по своим летным характеристикам и размерам. На то время фактически не было сравнимого с ним самолета. Як-40 стал первым советским самолетом, получившим сертификат летной годности не только в странах Латинской Америки, Азии и Африки, но и в западных странах, производивших собственные самолеты.
Производство Як-40 было налажено на Саратовском авиационном заводе САЗ, и за 1968-1982 годы было выпущено 1011 самолетов, около 50 из них трудятся и сейчас.