За всю историю Самары монастырей в ней было, на удивление, мало.
Практически с самого момента основания крепости Самар, рядом с ней появились Спасо-Преображенские монастыри: мужской находился ближе к Волге, примерно на месте швейной фабрики; а женский – повыше, ближе к Хлебной площади, на месте, где сейчас сносят бывший завод клапанов.
«В переписных и отказных книгах Самарского Преображенского монастыря 1640-1642 гг. за ним стояли следующие владения в вотчине: два села Воскресенское и Ильинское (Подгоры), а вскоре, до 1671 г. построено еще одно - Архангельское (Новинки), прилежащие к ним деревни и починки, а именно деревня Выползово и четыре мордовские и чувашские деревни, как верно, обращенные иноками в христианство, Шелехметская. Борковская, Терновская, Чуракаевка». Эти строки означают, что мужскому монастырю принадлежали территории и сёла в Заволжье, в Самарской Луке, от Шелехмети до Гавриловой Поляны.
В 1738 г. Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь по указу Казанской Духовной консистории был упразднен.
О Самарском женском Спасо-Преображенском монастыре скупые сведения содержатся в «Самарском хронографе»: «При неимении у себя никаких земель, крестьян, угодий и т. п. средств, монахини содержались жалованьем и доброхотными подаяниями». Всего в нём по штату было 16 монахинь. Через 26 лет после мужского, в 1764-м году упразднён был и он.
Целый век далее в Самаре монастырей не было. Но с открытием в марте 1851 г. Самарской епархии Самара становится не только административным,но и духовным центром обширного края. Первый епископ Самарский Евсевий (Орлинский) развернул деятельность по открытию новых приходов, строительству городских и сельских храмов, учреждению монастырей. И в 1857 году появляется Самарский Николаевский мужской монастырь, а в 1860-м году - Самарский Иверский женский общежительный монастырь Обоим им уже посвящены отдельные тайники, поэтому их историю и описания я здесь опущу.
В те же времена в Самаре активно появляются подворья монастырей со всей губернии: К 1917 году их имели: Раковский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугульминский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Чагринский Покровский женский монастырь, Бузулукский Тихвинский женский монастырь, Бузулукский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугурусланский Покровский женский монастырь. Почти все они располагались в третьей части города, в районе современной Самарской площади и находились друг от друга в одном квартале ходьбы. Подворья занимали обычные городские усадьбы, не отличаясь от них ни размерами, ни застройкой. Администрация подворья назначалась игуменом и находилась в полном подчинении у последнего. На подворье Раковского Свято-Троицкого женского монастыря по ул. Сокольничьей (Ленинской) с 1906 г. располагалась каменная часовня.
После революции к началу 30-х годов на территории края не осталось ни одного православного монастыря, ни одной монастырской трудовой общины. Всех их ликвидировали, а члены этих общин были изгнаны из келий, построенных собственными руками, и зверски замучены, расстреляны или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях.
У самарского Никольского монастыря имелся свой скит (Иоанно-Предтеченский) недалеко от города. Располагался он в глухом лесу в местечке, называвшемся Томашев Колок. Монахи там жили уединёно, работали, держали пасеку, пасли скот, обеспечивая потребности монастыря в сельхозпродукции. В 30-х годах вместе с монастырём закрыли и скит. Монахов разогнали, пасеку отобрали. Долгое время место пустовало. С началом застройки в 40-х годах прошлого века этих мест домами для рабочих эвакуированных в Куйбышев заводов на месте скита остался небольшой сквер, который назвали «Огонёк» по имени находящегося недалеко кинотеатра. К сожалению, о кинотеатре нынче напоминает только название остановки ОТ на проспекте Кирова.
Сквер же «Огонёк» просуществовал до 1992 года и был передан в собственность РПЦ. С того времени на территории развернулось строительство: храм во имя Воскресения Христа Спасителя, дом причта, библиотека, воскресная школа. Со временем образовалась и монашеская община, и 30 июля 2003 года Священного Синода по представлению самарского архиепископа Сергия приход был преобразован в Свято-Воскресенский мужской монастырь. Со временем была достроена монастырская ограда с красивыми башнями по углам, дом игумена, братский корпус, красивая ротонда напротив храма. При входе на территорию на углу пр. Кирова и Черемшанской улицы появился ещё один небольшой храм Николая Чудотворца, повторяющий Свято-Духовскую церковь в Троице-Сергиевой Лавре.
Нынче при монастыре работают бесплатная библиотека для прихожан, бесплатная трапезная для неимущих и пенсионеров, действует паломническая служба с организацией поездок по православным местам, работает воскресная школа для детей. Также монастырь оказывает посильную помощь детскому приюту, находящемуся в Хворостянском районе области, в селе Масленниково.
При подготовке описания изучены источники информации:
1.Невоструев К.И. Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей. М., 1867;
2. Елшин А.Г. Самарская хронология. Вып. 1. Самара, 1918;
3. Жуков А.Н., Мельникова Н.В. Культовое зодчество Самары//Самарский краевед: историко-краеведческий сборник. Самара, 1994;
4. Гурьянов Е.Ф. Как начиналась Самара //Самарский краевед: историко-краеведческий сборник. Самара, 1994;
5. Э. Артамонова Л.М. Древние самарские храмы на старинной гравюре.//Духовный собеседник. Самара, 1998, № 1;
6. Самарский Епархиальный Вестник, 1881,№1,№2;
7. ГАСО.<Р.32.0п.П.Д.567;
8. ГАСО.Ф.356.0П.1.Д.45.