Тирский монастырь – православный монастырь на территории цхинвальского района Южной Осетии, официально: Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Иногда называется «Тирис-монастери» или, сокращённо, «Тири». Находится в юрисдикции Аланской епархии. С 2010 года это уже не монастырь, а просто храм, монахов здесь нет. Хотя в мире он малоизвестен, но это крупный памятник архитектуры, добраться до него очень просто, но вниманием посетителей Тири обделён - туристов пока крайне мало, и посещается, в основном, местными жителями. Есть версия, что первые монахи поселились здесь в пещерах еще в VI веке. Так образовался своего рода пещерный монастырь, или «монастырь в скале», откуда и название Тир, которое означает «скала» (интернет говорит - это по-финикийски). В XII веке был построен основной храм. Сильно позже, в XIV веке, была построена колокольня, а ещё позже – трапезная, хозяйственные постройки и два придела. С XIV века появляются фрески в византийском стиле, чем-то напоминающие аналогичные в монастыре Убиси. Они местами сохранились. Что странно: Тирский монастырь очень похож на монастырь Гударехи, но предшествует ему хронологически. Оба монастыря построены в ту эпоху, когда модно было строить купольные храмы, и оба – исключение из этой моды. В монастыре похоронен сын царя Вахтанга VI, кто-то из князей Мачабели.
В 1811 году монастырь преобразовали в приход, в советское время был закрыт. В сентябре 2008 года епископ Аланский восстановил монастырский статус места и там поселился Отец Серапион. В январе 2009 впервые за многие годы была проведена литургия. 20 апреля 2010 года монастырь решением епархии был расформирован.
Тири построен на небольшой полочке на крутом склоне горы. Северным фасадом он почти упирается в гору, а с южной стороны уходит вниз каменной стенкой. Говорят, что когда-то монастырь был окружен стеной с башнями, которые не сохранились к настоящему времени. Он невелик, всего один Храм Рождества Пресвятой Богородицы, который имеет вид базилики, и колокольня. У него простая двускатная крыша, есть два входа с южной стороны, в храм и в притвор, и один с северной, в усыпальницу. Окна и двери оформлены красивой резьбой по камню. В храме классический низкий грузинский иконостас, почерневший от копоти. Пол вымощен надгробными плитами с плохо читаемыми надписями. Иконы все новые, в основном с русскими шрифтами. Есть железная коробочка для пожертвований и несколько платков для женщин. Людей нет, двери не запираются. Колокольня двухэтажная, на первом недавно еще жил отец Серапион. Двери не запираются, можно заглянуть. Над входом в первый этаж есть надпись. Кто разберет шрифт асомтаврули, тот прочитает: «Тавхелисдзе Сиуша и Рати, и Асата, и Хелу, и Мачабели и родителей их, да благословит Бог!» Эта надпись одно время породила дискуссии в науке и споры о происхождении рода Мачабели и термина «Самачабло».
Примерно в полутора километрах от Тири есть родник, а над ним развалины храма. Когда-то это был храм Святого Або Тбилисского, и родник тоже назывался родником Святого Або. Сейчас от храма не сталось практически ничего, одна стена и еле видимый из земли фундамент. (с) Текст взят отсюда с небольшими нашими доработками
* * * Из интересностей - между монастырём и кладбищем растёт лиственное дерево, под которым свалены в яму глиняные сосуды - квеври - в которых делают вино в здешних местах. Видать. в монастыре делали, а сейчас вот так всё лежит, позабыто, позаброшено
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: