Династия самарских купцов Шихобаловых была одной из самых крупных и богатых, и широко известна не только в Самаре и губернии, но и далеко за её пределами.
Но в этом тайнике речь пойдёт только об одном её представителе, и только об одном его самарском доме.
Павел Иванович Шихобалов родился 2 января 1870 года (скончался в 1929 году) в купеческой династии Шихобаловых, обосновавшихся в Самаре в 1833 году. После смерти отца, Ивана Емельяновича Шихобалова, воспитывался дедом, Емельяном Николаевичем.
Купеческая династия Шихобаловых занималась производством и закупкой зерна и, соответственно, хлеботорговлей. В те годы Самара считалась зерновой столицей Поволжья, а зернообработка и хлеботорговля приносили огромные доходы.
Павел Иванович Шихобалов также пошёл по семейной линии - он занимался производством высокосортной муки, которую покупали в различных городах России и Средней Азии. В Самаре Шихобалов построил общегородской элеватор, где могли хранить зерно все желающие. Пытаясь восполнить пробелы образования, Павел Иванович много путешествовал. Вместе с женой, Верой Лаврентьевной, он посетил Францию, Италию, Австрию, Мальту, Англию и другие страны. Во время поездок Шихобаловы изучали архитектуру, музеи и быт стран; привозили в Самару всевозможные сувениры и экспонаты. По совету художника В. В. Гундобина Шихобаловы стали приобретать картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова, М. В. Нестерова и других
Но жемчужиной, украсившей Самару, стал его особняк. По его заказу в 1898 году в Санкт-Петербургском обществе архитекторов был объявлен конкурс на проектирование особняка. Итоги конкурса опубликовали в журнале "Зодчий" № 9 в 1899 году. В итоге из пяти поданных проектов не победил ни один. Хотя в построенном здании имеются использованные в них идеи.
До сих пор остаётся загадкой, кто был автором проекта. Считается, что строительство велось под руководством архитекторов Александра Александровича Щербачева (его авторство указано на охранной табличке на здании) и Георгия Николаевича Мошкова. В то же время многие отмечают поразительнейшее сходство особняка Шихобалова с особняком Викулы Морозова в Москве, в Подсосенском переулке, построенного архитектором Чичаговым и реконструированного Врубелем и Шехтелем (я привожу для сравнения фото московского особняка под №3 в описании - сравните сами).
Так или иначе, за два года здание было построено (строительство шло с 1903 по 1905 годы), и, вернувшись со своей супругой Верой Лаврентьевной из поездки в Ниццу, Шихобаловы справили новоселье в своём новом доме на Заводской улице (ныне – Венцека), владение № 55.
На первом этаже дома были расположены помещения для оптовой торговли мукой, на втором этаже – контора. По центру здания, по бокам от проезда-арки во двор, были установлены две фигуры могучих атлантов, держащих на своих плечах балкон второго этажа. Под балконом разместился купеческий символ – колесо телеги и крылья Меркурия, покровителя торговли, а на самом балконе – щит с вензелем «Ш» - первой буквой фамилии. Во дворе особняка появились вспомогательные постройки – каретный сарай, конюшня и прочие.
Внутри дома находились просторный вестибюль с камином и закругленная парадная лестница с изысканной резьбой по дереву в виде крупных цветов подсолнуха. Внутреннее убранство соответствовало стилю модерн: стены, покрытые росписью, лепной расписной потолок, несколько мраморных каминов с керамическими изразцами. Шихобаловы могли себе это позволить.
Что удивляло в интерьере дома, так это картины. По воспоминаниям Веры Лаврентьевны и ее дочерей, картины находились повсюду и даже в комнатах детей, а на лестнице висел «Король Альберт» И.Е. Репина.
Прекрасный дом, уважение горожан, успешная торговля, казалось бы, живи и радуйся! Но пришла революция. В 1918 году Павел Шихобалов передал (или ему пришлось передать) в дар Публичному музею свою коллекцию бесценных картин. Позже пришлось отдать и сам дом. В советские годы особняк занимало управление НКВД, затем военный трибунал. В 1990 году усадьба Шихобаловых была передана Самарскому областному художественному музею (СОХМ).
С тех пор 28 лет дом был предоставлен самому себе и постепенно ветшал и разрушался. Как обычно: если на стене висит табличка: Объект культуры федерального значения. Охраняется государством» - значит, никакого дела государству до этого объекта нет. В 1993 году и знаменитых атлантов демонтировали из за угрозы их полного разрушения. 25 лет свидетели эпохи величия купцов Шихобаловых пролежали в одной из комнат заброшенного особняка в ожидании реставрации.
И только благодаря суете властей к наведению хоть какого-то порядка в городе к предстоявшему в 2018-м году чемпионату мира по футболу, дело сдвинулось с мёртвой точки. Нашлись средства, и дом стал постепенно приобретать прежние величественные черты. Вернулись на место и атланты. Правда, по секрету скажу вам, что это не те самые гипсовые оригиналы, что были установлены в 1905 году. Те оригиналы остались внутри здания, как музейные экспонаты. А на их место сейчас установили точные копии, но сделанные из современных долговечных полимерных материалов. То же самое – и с вазами на крыше. С дома, наконец, сняли строительную сетку, убрали казавшийся вечным забор и особняк Шихобалова снова предстал во всей своей красе. Будем надеяться, что и интерьерный ремонт тоже будет завершён и нам откроется великолепие всей постройки не только снаружи.
Между прочим, особняк Шихобалова удостоился чести войти в 12-томное академическое издание «Всеобщая история архитектуры в 12 томах» . В 10-м томе он упомянут как «одно из лучших произведений провинциального модерна».
При подготовке описания использовались материалы, информация и данные с Wikipedia.ru, geni.com, edc-samara.ru, пользователя ЖЖ golema; статья Ирины Каримовой, генеалогические исследования Ирины Николаевны Чухонкиной, 10-й том «Архитектура XIX — начала XX вв.» под редакцией С. О. Хан-Магомедова (ответственный редактор), П. Н. Максимова, Ю. Ю. Савицкого. — 1972. — 592 с., ил. из 12-томного издания «Всеобщая история архитектуры в 12 томах» , Москва, Ленинград, 1966-1977; Каркарьян В.Г.«Модерн в арихитектуре Самары» - Самара: Издательский дом "Агни", 2006; «Коллекционеры и меценаты России» - материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию коллекции Самарского художественного музея; Басс Н.И. «История "Дома с атлантами" - особняка Павла Ивановича Шихобалова». Самара, 1998
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: