Санкт-Петербург – город европейский, но есть здесь уголки Востока. Когда мы были в музее-квартире П.К. Козлова - известного исследователя, который открыл древний мёртвый город Хара-Хото во внутренней Монголии, нам посоветовали заглянуть в питерский Дацан. Здесь есть Дацан?
Среди прямых улиц и проспектов, неожиданно появляется яркий храм необычной архитектуры. Дацан ГУНЗЭЧОЙНЭЙ – уголок спокойствия. Попадая за ворота, переносишься через расстояния и оказываешься в другом мире – тишины и благовоний, ярких красок и древних традиций. История Санкт-Петербургского Дацана уходит в далёкое прошлое – он был построен ещё до революции 1917 г. в 1909—1915 гг. по инициативе выдающегося бурятского ламы и ученого Агвана Лобсана Доржиева. Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Березовским Николаем Матвеевичем и архитектором Барановским Гавриилом Васильевичем, по образцу тибетского соборного храма («цогчен-дуган»), который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна. Средства на постройку были отчасти пожертвованы Доржиевым и XIII Далай-ламой, отчасти собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Храм был освящен 10 августа 1915 г.
В годы гражданской войны храм подвергся погрому и утратил большую часть своих реликвий и культовых принадлежностей.
В 1922—1937 гг. храмовая усадьба принадлежала Тибето-монгольской миссии в СССР, находившейся под покровительством Наркомата по иностранным делам. В 1938 г. (после ареста лам и ликвидации миссии) здание храма и два жилых дома при нём были муниципализированы, предметы культа переданы в Музей истории религии и атеизма. В последующие годы (вплоть до конца 1980-х) в храме размещались соответственно физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института АН СССР.
В 1987 г. храм посетил Его Святейшество XIV Далай-лама Тензин Гьяцо, традиционно считающийся его Покровителем. 9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета Храм был передан Ленинградскому обществу буддистов. В 1991 г. получил свое нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой его первоначального названия. Настоятелем храма стал Данзан-Хайбзун Самаев, получивший после многих лет учебы и духовной практики полное монашеское посвящение от Далай-ламы XIV в Дарамсале.
Основатель храма - Агван Лобсан Доржиев (бур. Доржиин Агбан) — буддийский лама, выдающийся духовный, политический, культурный деятель России и Монголии. Свою жизнь он посвятил следованию Дхарме Будды и служению своему народу. Родился он в 1853 году в улусе Хара-Шибирь Хоринского ведомства Забайкальской области (ныне в Бурятии). С детства он проявил большой интерес к буддийскому учению, с семи лет стал осваивать старомонгольскую и тибетскую азбуку. В 14 лет он съездил вместе с путешественниками в Ургу (Улан-Батор), где принял обеты мирянина. В 19 лет уехал вместе с тибетским ламой в долгое и непростое путешествие в Тибет, которое стало началом нового этапа жизни будущего великого ламы. В дороге он изучил тибетский язык. А в 21 год он принял полный монашеский обет. В 1876 г. он поступил в Брайбунскую духовную академию, где обучался тонкостям ламаизма 12 лет. Доржиев не просто разбирался в буддизме, но был эрудитом, владел несколькими языками - бурятским, монгольским и тибетским, калмыцким, маньчжурским, русским и китайским! По окончании обучения в академии он успешно сдал экзамены и получил высшую ученую степень лхарамба - профессор буддийской философии. Благодаря присущему ему обаянию, острому уму и практической смекалке он выдвинулся в наставники по диспуту Далай-ламы XIII. Основным объектом исследований молодого ученого ламы явились духовные и культурные основы государственного устройства. Одно из самых великих деяний Цанид-хамбо Агвана Доржиева — организация строительства Санкт-Петербургского дацана, который должен был стать мостом между европейской и азиатской культурой.
Как же были связаны путешественник, исследователь П. Козлов и А. Доржиев? Он всячески содействовал экспедиции П.К. Козлова в Тибет. В 1923 г. вместе с экспедицией знаменитого путешественника П.К. Козлова он отправил в Тибет 10 молодых лам. Добрались туда из них только семеро, трое погибли в дороге, в районе Улан-Батора. Агван Доржиев был не только духовный наставник и учёный, но и политический деятель. Он стоял у истоков бурятского национального движения, которое превратилось в серьезную политическую силу на рубеже ХХ в. Эта сторона его деятельности ни в коей мере не противоречила его пониманию либерального государства, где национальные группы, по его мнению, должны были обладать определенной автономией и самоуправлением. После читинского всебурятского съезда в 1905 г. он вместе с Чойнзоном Иролтуевым возглавил одно из национальных течений, которое получило название «партия хамбо-ламы». Это срединное между двумя крайними течениями: первое из них выступало за возврат Степных дум и патриархальных устоев степной жизни, а второе за национальное самоуправление буржуазного земского типа. Февральская революция 1917 г. и создание Бурнацкома подвигли к созданию в Петрограде Бурятско-Калмыцкого комитета, куда вошел и А. Доржиев. В послеоктябрьский период одна из ярчайших страниц его жизни — участие в работе съезда народов Востока, который проходил в сентябре 1920 г. в Баку.
В советское время закрытие и разрушение буддийских дацанов, репрессии против лам, которые привели к уничтожению и частичному уходу в подполье буддийской культуры, Агван Доржиев воспринял как личную трагедию. В 1937 г. он приехал из Ленинграда на родину в Бурятию, поселился в основанной им медицинской школе при Ацагатском дацане. Вскоре был арестован. 85-летнему ламе были предъявлены обвинения в измене Родине, подготовке восстания, террористических актов и диверсий, организации контрреволюционных преступлений. Он умер в тюрьме через 2 месяца после ареста, его могила не найдена до сих пор. В 1990 г. выдающийся бурятский деятель был реабилитирован.
Информация взята здесь: https://dazanspb.ru/istoriya/dacan-gunzechojnej/agvan-dorzhiev/
А Аметистовый храм стоит, как памятник А. Доржиеву, символ единства Запада и Востока в России.
В самом храме можно не только больше узнать о буддистских традициях, но и попробовать традиционную буддистскую кухню – в подвале есть столовая.
А во дворе стоят тибетские молитвенные барабаны. Они представляют одну из форм молитвы – без слов. Каждый барабан содержит молитвенные свитки, вращая барабан, читаются мантры. Стоит и нам использовать эту возможность, чтобы набраться сил, очистить свои мысли от дурного влияния и почувствовать себя в сердце Востока. Вступив на территорию Дацана, рекомендуется обойти его по часовой стрелке, совершив гороо — круг очищения и почитания. Обычно гороо делается 3, 7 или большее количество раз. Молитвенные барабаны (хурдэ) вращаются только по часовой стрелке. А когда они вращаются, то читаются сокрытые в них мантры. Часть информации взята с сайта Дацана (https://dazanspb.ru/istoriya/dacan-gunzechojnej/)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: