Как известно, с давних пор в наших краях проживало множество старообрядцев. Представлены они были разными толками, - поморцы, спасовцы, беглопоповцы, белокриницкое согласие, беспоповцы... И множество, множество других ответвлений, вплоть до откровенного сектантства, вспыхивавшего на немного и угасавшего со смертью основателя. У каждой общины были собственные моленные, чаще всего ничем внешне не примечательные; иногда собрания и вовсе проходили на дому. И все же, несмотря на периодические стеснения со стороны государства, некоторые старообрядческие молитвенные дома выделялись на фоне общей застройки наличием главки с крестом, а некоторые (в основном построенные в период "потепления отношений" в начале XX века) представляли собой полноценные храмы. Город в то время был намного меньше современного, а потому и располагались моленные относительно недалеко одна от другой. (Собственно, расстояния между храмами официальной Церкви также были не особо большими, порой два храма могло находиться в одном квартале). После известных событий XX века, естественно, осталась лишь часть молитвенных домов.
1. Старообрядческий Казанский храм
Известный саратовский купец-старообрядец Е. Я. Горин в 1881 году подал повторное прошение об открытии богадельни. После первого отказа обратился он напрямую к императору Александру II. Успел ли убитый 1 марта того же года царь ознакомиться с письмом Горина, неизвестно. Вскоре купец лично отправляется на приём к взошедшему на престол Александру III с просьбой построить храм и богадельню, назвать которую было решено в память об убитом народовольцами императоре. 8 июля 1883 года состоялось освящение и открытие богадельни "Императора Александра II" на 40 человек и храма Казанской иконы Божией Матери (белокриницкого согласия), при котором также разместилось епархиальное управление. Здание было двухэтажным, каменным, в 1906 году были установлены кресты и возведена колокольня. Школа при храме начала работу в 1913 году.
В ранние советские годы храм некоторое время продолжал функционировать. В первой половине 1930-х годов церковь была закрыта с передачей помещений под кинозал. Впоследствии в ней разместилась Детско-юношеская спортивная школа фехтования. В частично перестроенном виде здание сохранилось до наших дней. Попытки общины верующих вернуть храм не увенчались успехом.
При Казанском храме находилась квартира последнего саратовского Белокриницкого епископа Иоанникия, казнённого в 1937 году.
До середины 30-х годов 20-го века в Саратове было три старообрядческих поморских храма: Спасо-Преображенский, Свято-Троицкий и Успенский. Эти храмы отобрали у христиан в годы советской власти.
Представители РПсЦ просят возвращения Казанского храма РПсЦ на улице Чернышевского, 199А, здание построил купец Горин, поэтому старообрядческая церковь носила его имя - Горинская.
В случае с Казанским храмом была выявлена проблема, объединяющая старообрядцев: в Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) «отсутствует справка, подтверждающая историческую принадлежность здания старообрядческой общине».
«Удивительным образом архивные документы, касающиеся старообрядческих храмов Саратова, в ГАСО утрачены», - отмечают старообрядцы.
2. Старообрядческий православный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы
Старообрядческая каменная церковь во имя Косьмы и Дамиана была построена в 1841 году на Сергиевской (Приютской) улице. В конце XIX века здание церкви было расширено на средства купца Т.В. Горина, после чего она приняла современный вид. Приход храма был крупнейшим из старообрядческих в Саратове.
Советской властью богослужения в церкви были запрещены, само здание было национализировано и передано Саратовскому областному архиву, разместившему в нём хранилище. Адрес на 1917 год : Приютская, д. № 40. В 1973 году после пожара, уничтожившего кровлю и перекрытия, храму был нанесён серьёзный ущерб. Архив был переведён в другое место. Некоторое время здание не использовалось, его возвращение общине верующих состоялась в 1990-е годы.
Усилиями старообрядческой общины Московской митрополии церковь была отремонтирована и вновь освящена, на этот раз во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Старообрядческий храм располагается в глубине двора. Сегодня в Успенском храме регулярно проводятся богослужения, его здание является памятником культуры и архитектуры.
"Старообрядческая каменная церковь во имя Косьмы и Дамиана возведена в 1841 году, когда Приютская улица еще носила имя Сергиевской. В конце XIX века здание церкви было расширено на средства купца Горина (чей дом находился близ храма – на пересечении Московской и Приютской),став самым большим старообрядческим приходом в Саратове. В 1930-е годы в здании церкви разместилось одно из хранилищ Саратовского областного архива, но после пожара в 1973 году архив был перенесен в другое место. В 1990-е годы здание было возвращено саратовской старообрядческой общине Московской митрополии - теперь в нем храм Успения Пресвятыя Богородицы."
3. Храм Димитрия Солунского (Кузнечная, 46)
Храм великомученика Димитрия Солунского. Принадлежал Русской Древлеправославной Церкви (Белокриницкое согласие). Изначально это был жилой дом, в 1973 году выкупленный общиной взамен утраченного храма Страстей Господних. После возвращения верующим здания Успенской (Космо-Дамиановской) церкви в 1990-е годы здание не используется; в настоящее заброшено, официально принадлежит Русской Древлеправославной Церкви.
Старообрядческая Белокриницкая церковь (Кузнечная, 43)
Белокриницкий храм (собор) в честь Страстей Господних, известный также как "общественный". Находится на противоположной стороне улицы, во дворе. Построен в конце XIX века, в 1913 году возведена колокольня. Закрыт в 1930-е годы. До недавнего времени помещение занимал клуб Всероссийского общества слепых. В октябре 2020 года появилась информация о продаже этого здания.
4. Старообрядческое кладбище
Саратовское Старообрядческое кладбище находится во Фрунзенском районе и действует до сих пор. Оно появилось в середине 18 века, когда в городе поселились старообрядцы.
На территории некрополя возвышается Поморская церковь – в ней проводятся отпевания усопших. Первоначально она была построена как часовня в 1841 году, а позже, в период СССР, ее переделали в православных храм, который действует и по сей день.
На кладбище захоронен Т. А. Худошин – налетчик, лидер поморцев, проповедник, миссионер, член Поморской общины, а также мещанин. Он часто участвовал в торжествах, нацеленных на освящение новых храмов. Умер в 1927 году в 69-летнем возрасте.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: