Арбатские переулки… Вы любите их? Любите ли вы арбатские переулки так, как люблю их я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна ваша душа и натура, жадная и страстная до впечатлений изящного и прекрасного? Да вот так, слегка перефразировав известный монолог Татьяны Дорониной в «Старшей сестре», мысленно вопрошала я невидимую воображаемую аудиторию москвичей, путешественников и геокешеров, в очередной – уж неизвестно какой раз! – прогуливаясь по арбатским переулочкам, свернув на один из них с ярко разукрашенногоо ещё к Новому году, шумного, пёстрого, разнонародного, по-новокупечески зазывного и зазывающего Арбата.
Ах, эти пленяющие слух и романтические струнки души названия арбатских переулков! Калошин, Денежный, Серебряный, Плотников, Карманицкий, Староконюшенный, Кривоарбатский, Сивцев Вражек. Они удивительны и говорящи! Вот здесь обитал крупный домовладелец, а здесь в стародавние времена была слобода, где жили гравёры и чеканщики монет Государева Монетного двора, а вот здесь мастера Старого Государева серебряного (монетного) двора, а там царские скорняки и конюхи, а по соседству – искусные мастера-плотники. А вот здесь – и представить себе сейчас даже сложно – извивался глубокий овраг, по дну которого бежала-журчала речка Сивец, или Сивка. А этот переулок получил своё название, ну, конечно же, за свою кривизну. Арбатские переулки с сохранившимися не только названиями, но и замечательными старыми домами и церквями бережно хранят дух старой Москвы. Как мне, моим ощущениям, мыслям и чувствам, созвучны проникновенные слова Булата Окуджавы про Арбат – он и призвание, и религия, и отечество, и от любви к нему и его притягательным переулочкам действительно излечиться сложно. Просто это надо прочувствовать, ощутить, впустить и впитать в себя.
А вот и писатель со своим мистическим персонажем!
И вот так, неспешно прогуливаясь по арбатским переулкам и наслаждаясь духом старой Москвы, я оказываюсь в Большом Афанасьевском переулке. А назван он так по нарядной красно-оранжевой церкви Святителей Афанасия и Кирилла, которую я только что прошла. И вдруг я вспоминаю, что где-то здесь, именно в этом переулке, я, прогуливаясь по хитросплетению здешних уютных улочек два или три года назад, видела огромный мурал во всю боковую стену одного дома. И был изображён на нём Михаил Булгаков. Но где точно я не помню. Ну, да переулок-то – это ведь не проспект какой длиннющий. Не так уж и сложно найти то, что хочется. И точно! Три-четыре дома, и я уже стою перед нужным и с интересом, как в первый раз, вглядываюсь, всматриваюсь в черты лица великого писателя, изображённого на всю высоту шестиэтажного дома. А ведь на мурале не только знаменитый литератор. На самом верху, над двумя балкончиками – один из персонажей его нетленного романа «Мастер и Маргарита». Догадайтесь кто? Ага, уже догадались? Да, он! Кот Бегемот! Один из подручных Воланда, мистический кот-оборотень, который предстаёт то в образе «громадного как боров чёрного, как сажа или грач, кота с отчаянными кавалерийскими усами», ходящего на задних лапах, то в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей», то самого обычного и вроде бы ничем не примечательного кота, который, однако, поражает чисто человеческими манерами, повадками и разговорами. Здесь, на мурале, удивительный кот из булгаковского романа изображён слегка изогнувшим, надо сказать довольно грациозно, свою кошачью спину и с изысканной бабочкой на шее.
Кот Бегемот – переменчив и внезапен на протяжении всего романа. Он то пространно рассуждает и философствует, как истинный интеллигент и философ, то вдруг удивляет своим поведением и фразочками примитивно-незамысловатого и грубоватого воришки-жулика. Во время шахматной партии Воланд восклицает: «Ах, мошенник, мошенник! Каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту...».
Но раз кот Бегемот лучший и любимый шут Воланда, то и все эти превращения и преобразования совсем неудивительны. А ещё булгаковскому коту присущи многие человеческие пороки и пристрастия. Он обожает врать, большой любитель прихвастнуть, он курит и пьёт с Коровьевым «холодную московскую двойной очистки водку». Сам Воланд говорит о нём: «Этот наглый котяра Бегемот».
И, тем не менее, не знаю как вам, а мне этот огромный чёрный кот скорее симпатичен, чем наоборот. Да, нет, очень даже симпатичен! Он умён (люблю и ценю умных!), остроумен, обладает замечательным чувством юмора, прекрасно, просто на лету, схватывает суть и глубину глубинную человеческих натур и душ. Он харизматичен и обаятелен. Настолько насколько только могут быть чёрные упитанные коты. А кто же не знает и не цитирует одну из фраз кота Бегемота, ставшую классической: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
А все ли почитатели романа Булгакова знают, кто был прототипом кота Бегемота?Если кто не знает или не помнит, то это был любимый домашний котик семьи Булгаковых по кличке Флюшка. Он был огромен, ленив и отличался чревоугодием. Правда, масть у него была серая. Но, если Булгаков во многом взял от Флюшки черты его котовского характера, то уж масть пришлось поменять на цвет чёрной-пречёрной ночи – кот в свите князя тёмных сил, ну, никак не мог быть иного окраса!
Создатели монументального портрета
А теперь немного о создателях мурала. Этот монументальный портрет Михаила Булгакова с котом Бегемотом на брандмауэре дома был создан группой художников «ZukClub» осенью 2014 года во время проходившего в Москве фестиваля «Лучший город Земли» в рамках проекта «Наследие» – муралы на московских домах с портретами выдающихся представителей нашего отечественного искусства первой половины XX века. Инициативу художников поддержал Департамент культуры Москвы. В рамках этого проекта ребята создали ещё несколько картин-муралов – портреты С.М. Эйзенштейна, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, В.В. Кандинского. Все работы отличает своеобразная авторская манера исполнения, которая уникальна и легко узнаваема даже не слишком большим знатоком в мире стрит-арта.
Объединение уличных художников «ZukClub» во главе с руководителем Сергеем Овсейкиным (Seda) появилось в Москве в 2004 году. До этого три года существовала граффити-группа под названием «ZUK». А знаете, что означает эта аббревиатура? Весьма забавная расшифровка – «Зебра улетела куда?». А всё потому, что ребята рисовали в разных концах Москвы этих полосатых чёрно-белых лошадок и тиражировали свою подпись. Зебра и аббревиатура из трёх букв стали их визитной карточкой. Эти первые уличные работы выполнялись в традиционной и наиболее распространенной технике граффити – бомбинг и теггинг. Вы не специалисты и не знаете, что это такое? Я вот тоже не знала. А теперь знаю. Бомбинг – это быстрое, количественное, зачастую незаконное, нелегальное граффити. А теггинг – это быстрое нанесение подписи автора или команды авторов, как в нашем случае, на какие-либо поверхности, зачастую в общественных местах. Отдельная подпись называется «тег», а художника, приверженного этой манере, называют райтером (от английского слова «write» – писать). При этом обычно используются аэрозольные баллончики.
А потом ребята перешли на более высокий уровень – стрит-арт и добавили к названию группы слово «клуб». Почти все члены «ZukClub» имеют специальное художественное образование и прекрасно владеют самыми различными приёмами стрит-арта. Они все – творческие, интересные и неординарные личности, которых единое увлечение сплачивает в дружную и креативную команду. Вот что говорит руководитель группы Сергей Овсейкин: «Нас объединяет любовь к искусству. Работа художника – не самый простой способ зарабатывать деньги. Если бы не страсть к творчеству, мы бы вообще этим не занимались, а придумали что-то попроще». За время существования группы художниками выполнено более 400 проектов в самых разных городах и странах. Их талантливые работы радуют глаз жителей не только России, но и Австрии, Германии, Италии, Франции, Голландии, Венгрии, Индии, Шри-Ланки, Бали. А мурал «Портрет Михаила Булгакова», по словам Seda, одна из любимых работ художников.
Почему здесь, в этом месте?
«А почему портрет Михаила Булгакова решили разместить именно здесь?» - спросите вы. Как известно, писатель, переехав в Москву, сменил несколько адресов. Последним был писательский дом в Нащокинском переулке в доме номер 3, в котором он прожил с 1934 года до самой смерти в марте 1940 года. Это всего-то около 200 метров от дома с портретом-муралом. Булгакову нравилось и новое жилище, и район арбатских переулков. 6 марта 1934 года он писал Вересаеву: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю Бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Правда, у нас прохладно… и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом».
Очень жаль, что, несмотря на эту многократно повторяющуюся мольбу-заклинание писателя, дом не сберегли. Уже в наши дни его снесли, выстроили что-то новое и несуразное вместо того, чтобы сделать музей. Даже памятной таблички никакой нет.
Небольшой краеведческий бонус
А вот сейчас кое-что уже не по нашей основной теме. Но мне хочется привлечь внимание игроков к тому, что мурал выполнен на стене не совсем простого дома, а исторического. Этот доходный дом А.М. Юкина, построенный в 1914–1915 годах – детище одного из знаменитых московских архитекторов эпохи «модерн» – В.Е. Дубовского. Вам ничего не говорит эта фамилия? Да, нет, вы наверняка знакомы с такими интересными и широко известными московскими домами, которые присутствуют в наших тайниках, как дом с рыцарями на Арбате, дом с «рюмкой» на Остоженке. Вспомнили? Ну, вот! А здесь архитектор украсил фасад дома пилястрами (типа полуколонн) на всю высоту шестиэтажного здания, а в капителях (верхняя часть колонны или пилястра) поместил фигуру римского бога и мифологического героя Геркулеса. Если задрать голову повыше, то, хоть и с трудом, но всё же можно рассмотреть мощные мускулы легендарного силача. А ещё лучше запастись биноклем или монокуляром.
А напротив видите? Белый длинный двухэтажный дом. Тоже явно непростой. Вы правы – это палаты Зиновьевых–Юсуповых, первый этаж которых был построен ещё в конце XVII века, а потом дом достраивался и перестраивался. В 2016 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, о чём сообщает висящая на левом торце дома табличка с QR-кодом. Сейчас там музей Международного нумизматического клуба. Не знаю, насколько это верно, но при подготовке тайника я нашла в интернете информацию, что здесь, в этом доме когда-то жила девушка, ставшая прототипом Наташи Ростовой – Татьяна Берс, младшая сестра Софьи Андреевны Толстой. Традиционно «домом Ростовых» считается дом на Поварской. Там в советские годы даже установили памятную табличку. Однако, исследователи творчества Л.Н. Толстого, скрупулёзно проштудировавшие роман, уверены, что «ростовский дом» – именно этот старинный дом в Большом Афанасьевском переулке.
Ну, вот теперь вроде всё, что я хотела вам рассказать. Теперь вы можете спокойно зайти во двор дома номер 33 по Большому Афанасьевскому переулку и оттуда рассмотреть портрет писателя и персонажа его романа – кота Бегемота, примостившегося над балконами, под самой крышей.
При подготовке описания использовала свои знания, мысли и впечатления, а также факты и цитаты из ряда интернет-источников и нетленного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: